Лента новостей
Статья26 марта 2013, 01:00

О несостоявшемся поцелуе и прилипчивом галстуке

Фото Владимира Гузя.
Фото Владимира Гузя.

Пожалуй, ни одна из профессий не изобилует большим количеством нестандартных ситуаций, чем актёрская. В Международный день театра мы решили отойти от традиционных повествований о спектаклях и играющих в них лицедеях и расспросили некоторых из мичуринских мастеров сцены о том, происходили ли с ними во время выступлений курьёзные случаи.

«Простой зритель и не догадывается, как моментально должен реагировать артист на самые непредсказуемые внештатные ситуации», – отметила заслуженная артистка России Виктория Леонидовна Дзидзан и как пример тому вспомнила забавный ставший классическим случай, из которого мастерски сумела выйти одна чудесно вжившаяся в роль актриса. Шла постановка А. Грибоедова «Горе от ума». В этом спектакле впервые роль дали одному статисту. Молодой человек играл слугу. Ему необходимо было произнести единственную фразу: «Полковник Скалозуб. Прикажете принять?». Роль, прямо скажем, не ахти какая. Но артисты, как известно, народ весёлый. С серьёзным видом науськивали они дебютанта: смотри, мол, не подкачай. Хорошенько учи слова! И вот настал звёздный час статиста. Волнуясь, он выскочил на сцену и неожиданно изрёк: «Полковник Сказо-луп, - перепугался ещё сильнее и продолжил, - примажете прикать?». Актриса, исполняющая одну из главных ролей, несмотря на всю нелепость ситуации, быстро нашлась и с чувством полного достоинства ответила: «Полковник Скалозуб! Сто раз вам повторять. Принять. Принять. Принять!».
«Актёр из любой ситуации должен найти выход. Этому учили нас ещё педагоги, - заметила Виктория Леонидовна. - Всякие оговорки случаются во время спектаклей, и всегда бывает смешно, а смеяться-то и нельзя. Необходимо не выходить из образа до самого финального сказанного тобой слова. Вот раньше в Мичуринском драматическом театре существовала традиция: когда заканчивался последний спектакль в сезоне, обязательно актёры должны были произнести коронную фразу: «Всё». И следовало не просто её сказать, а так, чтобы она в твоём тексте звучала органично. Постановка подходит к завершению, и каждый уже ждёт, кто и каким образом выйдет из ситуации. Коли это комедия, то справиться с задачей проще, а как быть, если пьеса трагедийная? Труппа испытывает море удовольствия, предвкушая, каким окажется это «всё» у каждого из артистов».
Каких только невероятных совпадений, таинственных знаков иногда не посылают служителям Мельпомены незримые режиссёры-фатумы. В подтверждение тому - случай, произошедший с В.Л. Дзидзан во время выездного спектакля в сельском клубе. Играли романтическую сцену. Виктория Леонидовна должна была подойти к своему партнёру и признаться ему в любви, после чего по сценарию следовал поцелуй. Но только влюблённые потянулись друг к другу, как сразу же отключился свет. В зале послышались смешки. После непродолжительного перерыва электрики всё починили. Актёры вновь сблизились, и опять в самый сокровенный момент зал погрузился в темноту. Так повторилось трижды. Зрители развеселились не на шутку. На четвёртый раз изображающая влюблённых парочка договорилась исполнить сцену без поцелуя. Спектакль прошёл успешно. Свет больше не погас.

А вот каким случаем поделился с корреспондентом «МП» заслуженный артист России Яков Борисович Волговской:
«Вообще все знакомые считают меня человеком серьёзным. И даже не могут представить, чтобы я мог выйти на сцену в нетрезвом виде. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Открою секрет. Один раз по молодости так сложились обстоятельства, что выступать мне пришлось изрядно подвыпившим. Дело в том, что перед спектаклем я зашёл поздравить с днём рождения друга. А у того оказалось всё готово к празднованию. Собравшаяся у приятеля весёлая компания тут же начала упрашивать меня присоединиться к пиршеству. Всячески отказывался, но под конец сдался с условием, что пригублю совсем чуть-чуть. Чуть-чуть не получилось… И вот навеселе я поспешил в театр. Шла постановка «Трибунал», в которой я играл немца. На сцене - декорации деревенского дома. По сценарию староста села потчует устроившихся за столом фашистов, а среди них сижу и я. Ничего не могу с собой поделать, чувствую, как сами собой слипаются веки, я засыпаю прямо во время действия, но, что удивительно, всякий раз, когда до меня доходит очередь говорить текст, пробуждаюсь и как положено произношу свою реплику, после чего до следующей вновь погружаюсь в грёзы. Так получилось, что моё состояние органично вписалось в сценарий постановки и никто из зрителей, конечно, не догадался о том, при каких обстоятельствах я так удачно вжился в образ».

Есть что вспомнить и ещё одной заслуженной артистке России В.П. Кошминой. Валентина Павловна рассказала о случавшихся во время спектаклей курьёзных оговорках, которых была свидетелем. Посмеялась она и над тем, как, играя в одной из постановок, не заметила, что к её изысканному туалету присоединилась ещё одна незапланированная деталь. Выступала она на сцене и никак в толк не могла взять, о чём так красноречиво сигнализируют ей взглядами коллеги. Несколько раз выбегала за кулисы и возвращалась обратно к зрителям, пока всё же не заметила, что к её вечернему чёрному платьицу чуть ниже талии прикрепился мужской галстук. «Валентина! Что это висело на твоей одежде?» - недоумённо спросила после постановки одна из знакомых. «Как, разве ты не поняла? Ведь это же режиссёрский замысел!» - невозмутимо парировала ей находчивая актриса.
Вот такие забавные ситуации происходят на театральных подмостках. И описанные здесь случаи - лишь малая их доля. Актёры при помощи импровизаций всегда выходят из разного рода нестандартных положений. На то ведь они и мастера сцены!

Автор:Юлия Голышкина