Лента новостей
Статья28 мая 2013, 01:00

Сюда не зарастёт тропа

Россияне давно лишились своего статуса самой читающей нации в мире. Если верить статистике последних лет, сегодня чаще всего берутся за книги индийцы, которые тратят на чтение около одиннадцати часов в неделю. И тем не менее, несмотря на то, что ряд экспертов пророчит книге скорую кончину, она по-прежнему остаётся живее всех живых. Печатные издания, изрядно потеснённые современными компьютерными технологиями, всё же занимают прочную нишу в нашей жизни. Чаще всего припадают к источнику знаний школьники. Поэтому тропинки к детским библиотекам не зарастут никогда.

«Да, сегодня при наличии Интернета можно, не выходя из дома, подготовить доклад и реферат на любую из заданных учителями тем. Однако практика показывает, что активные, старательные, серьёзно относящиеся к учёбе ребята не ограничиваются возможностями, которые даёт всемирная паутина. В библиотеках они находят источники, которых нет даже в удивляющей своими возможностями «сети». Поэтому работы юных исследователей, прибегающих к услугам учреждения культуры, более глубокие и отличаются от остальных своей индивидуальностью», - считает ведущий методист центральной детской библиотеки Н.Г. Жмаева.
Ответственные родители стараются привить любовь своим сыновьям и дочкам к книге с раннего возраста. Последние десятилетия детская литература развивается не так благополучно, как хотелось бы. Хороших современных популярных и достойных прочтения авторов совсем немного. Библиотекарям нередко приходится лишь сокрушённо разводить руками, знакомясь с новыми литературными «шедеврами», которые на поверку оказываются лишь красивыми фантиками без хорошего наполнения: ни содержания, ни смысла… Справедливости ради стоит всё же назвать имена современных авторов, востребованных юными посетителями библиотек. Дети активно читают книги Д. Емеца, С. Лукьяненко, сестёр Воробьёвых, Т. Крюковой, А. Устиновой, А. Саломатова, Е. Велтистова.
Что же касается детской поэзии, то здесь всё обстоит хуже. Взрослые по-прежнему воспитывают малышей на произведениях К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, так как новых талантливых мастеров живого слова, способных увлечь ребят меткими и образными рифмованными строками, увы, не появилось. Невзирая на то, что сегодня наблюдается явный дефицит детских поэтов, а может быть, во многом и поэтому, критики набросились на сочинения, проверенные временем, читаемые из поколения в поколение. Так, например, изрядно досталось Цокотухе за совершённое на её именинах насилие, за недостойное поведение покровителя мухи - комара и последующий затем на козявкином празднике разгул. Между библиотекарями даже начал распространяться то ли в шутку, то ли на полном серьёзе слух, что «Муху-Цокотуху» могут и вовсе приравнять к запрещённому чтиву и изъять с книжных полок. Если очень постараться, то следы насилия и жестокости можно обнаружить практически в любой сказке, включая «Колобка» и «Курочку Рябу». Невольно в связи с этим вспоминаются строки из «Горя от ума»: «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».
«К сожалению, у нас потеряно практически целое поколение детей, - сетуют работники детской библиотеки. - В 1998 году библиотеку закрыли на ремонт, и множество юных мичуринцев вышли из нашего поля зрения. Возобновила библиотека свою работу уже в новом здании в 2005 году. С тех пор число читателей из года в год не только не уменьшается, но и вместе с улучшающейся демографической ситуацией растёт». Приучать детей к чтению необходимо с малого возраста, что сейчас и стараются делать работники библиотеки. Они надеются, что смогут увлечь книгой девочек и мальчиков, с которыми сегодня работают.
Двадцать первый век принято называть веком связи и телекоммуникаций. Кажется, что для него может подойти и ещё одно определение: век занятых людей. Нехватка времени не позволяет взрослым зайти с ребёнком в библиотеку. Хозяева книжного дома приходят сами к ребятишкам: посещают детские сады, действующий при УМиИЦ центр раннего развития ребёнка «Умная кроха» и приглашают малышей к себе в гости. В детской библиотеке для самых юных посетителей отведена особенная сказочная комната. В центре стоит избушка, из окошка которой бабушка Агафья рассказывает чудесные сказки. Здесь же библиотекари показывают дошколятам кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок.
Разнообразные встречи, игры, беседы, вечера проводятся в центральной детской библиотеке и с ребятами старшего, среднего школьного возраста. В своей работе знатоки книжного царства стараются идти в ногу со временем. На большом экране во время мероприятий транслируют видеоролики, фотографии, подбирают соответствующие случаю музыкальные композиции и, конечно, никогда не забывают о книге – главном источнике знаний, мудрости и духовного развития человека.

Из досье «МП»

Центральная городская детская библиотека основана в 1936 году. 2005 год можно назвать датой второго рождения детской библиотеки. В новом расположенном на улице Федеративной просторном здании площадью 1000 квадратных метров - два абонемента, два читальных зала, игровая комната. За год библиотеку посещает около четырёх тысяч читателей. Всего же здесь заведены формуляры на 4900 девчонок и мальчишек. В течение года библиотекари выдают около ста тысяч книжных экземпляров.
В возглавляемой заведующей Аллой Викторовной Шнайдер центральной детской библиотеке трудится 15 сотрудников. Многие из них - победители и дипломанты различных областных конкурсов. Среди призёров заведующие отделениями С.И. Григорьева, Г.С. Шальнева, главный библиограф И.П. Зайцева, ведущий методист Н.Г. Жмаева, главный библиотекарь по оргмассовой работе отдела младшего школьного возраста О.В. Каширская.

Автор:Юлия Рыбакова