Лента новостей
Статья27 сентября 2014, 01:00

Драма с оптимистическим продолжением

Марина
Марина

Вся наша жизнь - в определённом смысле театр. Мы в ней актёры. Причём нередко поневоле. Какие-то безжалостные кукловоды задумали жуткий, злой спектакль, и настоящие, несыгранные слёзы - его вина. Тысячи людей по не зависящему от них сценарию бросают дома, бегут из родных городов, сёл с одной лишь целью - выжить, спасти от гибели себя и близких. Дороги некоторых беглецов привели их в наш город. Так произошло и с тремя артистами из Луганска, которые теперь влились в труппу Мичуринского драмтеатра. Двое из них - Марина и Иван - поведали недавно нам свою историю.

ПРИЕЗЖАЙ, МНЕ СТРАШНО!

Ужас, почти животный, неуправляемый, вновь овладел Мариной. Любимый опять ушёл на репетицию. Зачем? Кому нужна сейчас культура в уничтожаемом войной Луганске! На что надеются артисты, режиссёры, гримёры, костюмеры академического областного русского драматического театра, когда само название его звучит враждебно, чуждо для слуха пришедших к власти на Украине. И вот она одна в просторном доме, не в силах больше сопротивляться страхам. Сидит в кресле, стиснув руками прижатые к груди колени. Где-то вдали раздались взрывы. Волнение зашкаливает. Звонит и плачет в трубку:
- Ваня, мне всё равно, какие у тебя дела. Бросай всё, приезжай. Мне страшно!
О том, что жить на Донбассе стало опасно, Марина и Иван понимали. И всё ж надеялись, одумаются киевские власти, перестанут посылать на города смертельные приветы. Ведь здесь же люди, беззащитные, невинные. За что их убивать. Ан, нет. Пишущиеся день изо дня не чернилами, а кровью события драмы кричали, что оптимизм излишен. Молодые люди отчётливо осознали в один из солнечных погожих дней, что жизни всех и каждого - на волоске. Они сидели во дворе. Неожиданно где-то вдали по небу стремительно пронеслись четыре чёрных точки и скрылись за фасадами домов.
- Вань, что-то пролетело, - встревожилась девушка.
- Наверно, бомбы… Не бойся, упали где-нибудь в полях.
Через полчаса позвонили знакомые и шокировали жутким известием: снаряды попали в здание областной администрации, погибло много людей.

ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…

Брат идёт на брата. Что может быть бессмысленнее и ужаснее? Одноклассников, однокурсников, приятелей Ивана и Марины жизнь раскидала по разным городам и весям Украины. И очутились прежние товарищи по разные стороны баррикад. Среди знакомых оказались не только те, кто влился в ряды ополченцев, чтобы защищать родную землю, но и люди, воюющие по указанию Киева.
Как-то в надежде хотя бы немного унять душевное волнение Марина рванула в деревеньку, где проживала её бабушка. Родные с детства места навеяли приятные воспоминания, захотелось увидеть ребят, с которыми играла и росла. И вот, будто по мановению волшебной палочки, желание исполнилось. Навстречу ей шёл друг детства, не разлей вода. Обрадовалась, окликнула, засыпала вопросами:
- Витя! Откуда ты, как живёшь, чем занимаешься?
Ответ обескуражил:
- Служу в нацгвардии. После прохождения службы в армии в связи со сложившимися обстоятельствами меня оставили в ней…
В этот момент Марина поняла, что потеряла друга. Она почувствовала, как даже начала его бояться. Разговор закончился, едва начавшись, девушка поспешила уйти, унося с собой горечь обиды.
ОТ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ К ГАЛИНЕ НИКОЛАЕВНЕ

Невыносимо тяжело было ложиться спать и думать, что можешь не проснуться, а под утро вскакивать с постели под звуки канонады. Марина с Иваном вместе с коллегой по творческому цеху Андреем и его второй половинкой Татьяной решили: пора бежать из Украины. В какую сторону, разночтений не было. На западе вдруг обернувшейся из матушки в мачеху родины русскоязычных ждал неласковый приём. Да и самим туда уже нисколько не хотелось. Добираться до России думали на собственных машинах. Но Марина категорически отказывалась от этого варианта, настойчиво твердила: «Если поедем на автомобилях, нас разбомбят. Лучше на поезде, так безопаснее». Товарищи прислушались, и оказалось, что не зря. В ночь, когда они задумывали вынужденное путешествие, автомобили беженцев атаковали с воздуха. Жертвами стали мирные граждане.
Благополучно преодолев опасную дорогу, артисты приехали в Мичуринск. Наш город луганчане избрали не случайно. Ещё в мирной жизни знакомый им режиссёр ставил в Мичуринском драматическом театре сказку «Не хочу быть собакой». Вернувшись из российского наукограда, он, не жалея красок, делился впечатлениями: описывал сплочённость труппы, свежесть идей, новизну подходов к постановкам, творческую атмосферу, царящую в храме культуры, построенном купцами ещё до революции в старинном русском городе Козлове. В череде событий утонули тёплые слова знакомого о далёком от Луганщины театре из провинции России. Теперь же всплыли, зазвучали с новой силой.
Встретили бежавших от войны артистов в наукограде, как родных. После пережитых потрясений лицедеям с юго-востока Украины показалось, будто возвратились вновь в большую творческую семью. Даже имена директоров Луганского русского театра и Мичуринского драматического оказались одинаковыми: обоих величают Галинами Николаевнами. Мичуринская тёзка луганского руководителя окружила ребят вниманием, заботой, взяла под опеку. Да и весь коллектив поддерживал морально и рублём попавших в затруднительную ситуацию коллег-актёров.
Переселенцы начали осваиваться на новой родине. Почти перестали панически бояться гула летающих в небе самолётов, инстинктивно ища глазами, куда бы спрятаться, и начали вновь улыбаться. Но в тихие минуты нет-нет да и охватывают их приливы грусти и начинает томить тоска по дому, дорогим сердцу людям и по всему тому, что ушло безвозвратно и никогда не станет прежним.

ЧТО БЫЛО…

Муаррон в «Кабале святош» М. Булгакова, Марио в «Третьем слове» А. Касона, Глумов в «Записках подлеца» А. Островского, Мозгляков в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского, Бардольф в «Виндзорских насмешницах» В. Шекспира - всё это, вернее, далеко не всё - Иван Долгий. В Луганском академическом областном русском драматическом театре имени П.Б. Луспекаева он был востребованным артистом. Успешными оказывались и опыты постановок театральных боёв, а также режиссёрские. Одна из его постановок для студентов и вовсе стала судьбоносной. Он ставил «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». На роль главной героини выбрал студентку-второкурсницу Луганской академии культуры и искусств Марину Кононову.
Так получилось, что во время работы над спектаклем они сблизились, и главной Мариночка для режиссёра стала не только на подмостках сцены. Вскоре закружилась их жизнь в совместном хороводе любви и созидания. Дуэту единомышленников мало было стен одного лишь театра. Они создали молодёжное творческое объединение деятелей культуры и театрального искусства «Театральная Луганщина», проводили для любительских коллективов мастер-классы, творческие встречи. Иван открыл свою школу сценической речи и арт-фехтования, в которую пригласил детей и взрослых. Ведь мушкетёром, по его убеждению, мечтает себя почувствовать каждый. Марина как профессиональный инструктор по фитнесу планировала заняться растяжкой будущих дуэлянтов.
Помимо творчества, у влюблённых хватало времени и на ведение хозяйства. Ваня построил большую теплицу, молодые люди приступили к разведению фазанов, уток, кур, гусей. Казалось бы, живи, работай, радуйся. Да вот война разрушила все планы. Раздали живность, с болью, слезами оторвали от себя ставшую членом семьи овчарку Трэш, пристроив к знакомым. При всём желании не удалось бы взять с собой собаку… А в свой большой уютный дом пустили бесплатно квартирантку.
Уже в России беженцы узнали, что постоялица исчезла, а на родовое гнездо глаз положили мародёры. Супруги, живущие рядом с домом Марины и Ивана, когда ещё возможна была связь с Луганском, по телефону сообщили, что к дворовым постройкам артистов подъехали машины и неизвестные стали грузить в авто добычу. Неравнодушные люди пригрозили налётчикам, что позовут ополченцев и те расстреляют ворюг по законам военного времени. Чем кончилась эта история, хозяева осиротевшего жилища не знают. Дозвониться до соседей больше не получалось.

ЧТО БУДЕТ…

Лишь редкими СМСками удаётся Ивану поддерживать общение с родителями, бабушкой, дедушкой, и ничего не знает он о судьбе пропавшего в лихое время брата. Он очень переживает за родных. Марине легче: её мама и папа работают сварщиками-высотниками в Крыму. Сердце артистов с близкими, но возвращаться на Украину они больше не хотят.
Культурное пространство едино и не имеет никаких границ, - уверенно говорит Иван Долгий. - Пускай мы потеряли дом, но вот любимая работа осталась с нами, и это главное! Уезжая из Новороссии, мы были готовы к любым трудностям, работы не боимся, согласны, если придётся, мыть полы, подметать. Но нам повезло, мы оказались там, где наше место и призвание, - в театре! И театральное братство нас приняло с распростёртыми объятиями. Не будем же оглядываться назад, если идти, так только вперёд, к новым целям, свершениям. Теперь мечтаем творческие планы, родившиеся у нас в Луганске, осуществить в Мичуринске. Приближается открытие нового театрального сезона. Нас уже включили в новые постановки. Надеюсь, что мы интересны будем мичуринскому зрителю. Обещаем, мы постараемся!

Автор:Юлия Голышкина