Не будем говорить о живом классике - Владимире Зельдине, чья малая родина - городок Козлов, нынешний Мичуринск. Но разве не актёр Тамбовского областного драматического театра Виктор Степанов воплотил на экране страны блистательные образы архангелогородского самородка Михайлы Ломоносова в популярном телевизионном сериале, Петра Первого в «Царевиче Алексее», а также интереснейших персонажей в «Окраине», «Хрусталёв, машину!», «Холодное лето пятьдесят третьего» и в целом ряде иных прекрасных фильмов, включая «Доктор Живаго», «Ермак», «Суета-сует»... Да разве всю его замечательную фильмографию, состоящую из 80 кинолент, перечислишь?
Уроженка Моршанска, молодая - совсем недавно отметившая 35-летие - актриса Елена Лядова, выпускница знаменитого Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, в считанные годы поднялась на Олимп российского кинематографа, запомнившись благодарному зрителю на годы и десятилетия после исполнения главных женских ролей в фильмах «Елена», «Братья Карамазовы», «Географ глобус пропил», «Левиафан», «Космос как предчувствие»... Стать трёхкратной лауреаткой престижнейших кинопремий «Ника», «Золотой орёл», утвердиться в звании уникальной актрисы, которой одинаково подвластны драма, мелодрама, комедия и которой поступают фантастические приглашения сниматься не только у признанного российского режиссёра Андрея Звягинцева, но и у выдающихся зарубежных мастеров, - вот чего смогла добиться благодаря трём составляющим - трудолюбию, таланту и учёбе - удивительная девушка из провинции!
А как громко заявил о себе в недавнем прошлом студент педагогического факультета Тамбовского госуниверситета Александр Яценко, пусть в силу ряда причин и не доучившийся затем в ГИТИСе, причём на курсе Марка Захарова, но создавший на экране целую плеяду разнохарактерных образов наших современников и исторических персонажей в «Оттепели», «Солдатском декамероне», «Орде», «Тихом Доне», снимаясь у лучших режиссёров России - Балабанова, Досталя, Хлебникова, Тодоровского, Урсуляка.
И не только названными актёрами кино, театра, телевидения славен тамбовский регион; успешно продвигается в своём деле ещё один наш земляк из Мичуринска - кинооператор Михаил Блинцов, вначале пробовавший свои силы в короткометражках, а недавно с успехом снявший, говоря языком кино, «полный метр» - художест-венный фильм «Болем», прошедший в кинотеатрах Варшавы и ставший лауре-атом масштабного кинофестиваля в Чебоксарах. На тамбовских просторах снимал свой фильм «Жила-была одна баба» об Антоновском восстании мэтр кинематографа - замечательный актёр и режиссёр Андрей Смирнов...
Да. Несмотря на всем нам хорошо известные трудности, финансовые невзгоды, утрату прежних союзных киностудий - имени Довженко, Ялтинской, «Молдова-фильм», «Грузия-фильм» и других, процесс синематографа не останавливается, радуя зрителя всё новыми и новыми фильмами. Впрочем, всегда ли радуя? Не понять, по чьему злому умыслу сегодня на экраны хлынуло такое количество спиртного, какого и ни один царский пир не знал. Пожалуй, всех и вся превзошёл в этом отношении некий киноперл с претенциозным названием «Самый лучший день». Вот где пьют, так пьют. Пьют всё подряд - водку, спирт, вино, пиво, самогонку, коньяк... Пьют рюмками, фужерами, стаканами, банками, бутылками, «с горла». Алкают пойло юные красивые дамы, мужчины всех возрастов и сословий. Но особо отличается по идее страж трезвости, а на самом деле законченный алкоголик - инспектор ГИБДД - в исполнении колоритного Дмитрия Нагиева. Напиваются все буквально до полного умопомрачения.
И хочется спросить - зачем? Что доказывает себе и миру обезумевшая пьяная компания экранных людей, как правило, в цветущем возрасте? И почему субсидируются именно такие фильмы? Неужели не понимают киногосчиновники, сценаристы, режиссёры да и актёры, что, представляя в самом массовом искусстве наших соотечественников как за-конченных пьяниц, дебоширов и глупцов (а разве умён тот, кто пьёт до потери пульса?), мы льём воду на мельницу наших «заклятых друзей» за бугром, только и делающих, что доказывающих, где только можно, что Россия - именно такая страна: разложившаяся и окончательно погрязшая в пьяном болоте. Но если не хватает сил, ума и мастерства нашим сценаристам, постановщикам создавать современные фильмы без моря разливанного вина и водки, пусть чаще обращаются к классике. Ведь герои Толстого, Достоевского, Чехова, проживающие яркую жизнь при страстях, не слабее шекспировских, вовсе не подвержены пьянству, алкогольной деградации...
Город и село, столица и периферия с одинаковым замиранием сердца ждут появления светлых, радостных фильмов! И даже если драматических, то не насыщенных разнузданностью, пошлостью, хамством, чего всем нам и в обыденной жизни ох как хватает. Именно это желание зрителей подтверждают ставшие уже традиционными в нашей области кинофестивали «Свет лучезарного ангела», «Десять заповедей» и другие, энергично организуемые - с привлечением столичных актёров, режиссёров, операторов - директором мичуринского кинотеатра «Октябрь» Михаилом Малаховым. Всё-таки, как ни говорите, а кино - это не оптический обман, а та волшебная иллюзия, которая делает человека только лучше, только чище и краше. Горько бывает разочаровываться, когда видишь обратное. Как там сказано у поэта, правда, по несколько иному поводу: «Словно смотришь в бинокль перевёрнутый - всё, что сзади осталось, уменьшено»...
Вот перевёрнутости идеалов и уменьшения хорошего до размеров плохого как раз и не хочется! Тем более - в объявленном президентским указом нынешнем году кино!