Очевидно, что в первом случае налицо попытка достижения симфонии светской и церковной жизни с некоторой даже локализацией до уровня российского топоса и, напротив, во втором - стремление к расширению значения и границ празднуемой даты независимо от религиозных конфессий.
Было бы логичным даже выдвинуть идею учреждения Всемирного Дня народного единства, ибо это актуально и ныне, и всегда. Дело за ЮНЕСКО. Не скажу, что такое единство сейчас существует или хотя бы просматривается тенденция к нему. Нет же, противостояние достигает уже таких пределов, что горячие головы из противников России даже не против и побряцать оружием. Значит, спасение - в единстве.
Не думаю, что в данном случае мой единичный голос «тоньше писка» (по Маяковскому) и его никто не услышит, нынче нашу газету читают везде - имеющий уши да услышит. Но вернёмся от сладкой мечты к действительности.
Возвращение
к патриотизму
Если спросить встречных о сути нашего праздника, так сказать, провести мини-социологический опрос или, как говорят, мониторинг, то картина не будет радужной. Выходящие из церковной ограды о Казанской иконе Божией Матери осведомлены лучше, нежели подверженные земным заботам и страстям - о смысле государственного праздника. Кто-то даже считает механическим переносом выходного дня с седьмого на четвёртое ноября.
Дело не в этом случайном совпадении, а в том, что историческое мышление народных избранников, окружения Президента позволило зорче заглянуть в глубь судьбоносных событий русской истории. Ведь именно 4 ноября 1612 года тридцатипятилетний князь Дмитрий Михайлович Пожарский вошёл в освобождённый от оккупантов Китай-город столицы, держа над головой чудотворную икону Казанской Божией Матери, и поклялся в честь освобождения Москвы построить храм.
Замечу, что при имени Дмитрия Пожарского теплеют взоры наших краеведов, ибо они знают, что многие сёла под Козловом были имениями этого выдающегося князя.
Первоначально выдвигалась идея возрождения православного праздника Казанской иконы Божией Матери, учреждённого ещё царём Алексеем Михайловичем Романовым в честь окончания Смутного времени. Хотели даже назвать праздник Днём согласия и примирения. Понятия эти становились мишенью острословов. Но независимо от этого второй концепт указывал на кратковременность действия, а оба к более общему понятию «единство» относятся как тактика к стратегии.
Именно потому в 2005 году Президентом России В.В. Путиным принято решение учредить 4 ноября Днём народного единства, и Госдума утвердила его в виде поправок к Трудовому кодексу, в котором фиксируются общегосударственные праздничные дни.
Современных мыслителей занимают такие концепции, как «Русский мир», «Русская идея», они апробируются в СМИ, на различных симпозиумах.
Например, исследователь Н.С. Леонов, автор книги «Закат. Рассвет? Россия 2000-2008», в статье «Дорогу осилит идущий» (журнал «Русский дом», № 11 за 2012 год) русский мир трактует в его географическом, горизонтальном измерении, включая россиян нашей страны, а также разбросанных по всему миру с прибавлением единых славянских народов вместе с украинцами и белорусами, ссылаясь на А. Солженицына («Как нам обустроить Россию»).
В этой формуле, на наш взгляд, отсутствует её корневая и вертикальная основа, то есть её историческая часть, о которой вспомнили у нас лишь после того, как три горе-политика - С. Шушкевич, Л. Кравчук и Б. Ельцин - восьмого декабря 1991 года подписали Беловежское соглашение о ликвидации СССР. Тогда даже слово «патриотизм» стало ругательным.
И вот учреждение Дня народного единства и должно было способствовать возвращению этого сокровенного чувства. Только воспитание исторического мышления может возродить великое понятие любви к своему отечеству, о чём говорили наши известные предшественники: Н. Карамзин и В. Ключевский, А. Хомяков и братья Киреевские, Ф. Достоевский и И. Ильин.
За землю
русскую!
Пожалуй, никто так зорко не проницал «дух древности» и его православную основу, как Александр Пушкин. Его «Песнь о вещем Олеге» или «Отцы пустынники и жены непорочны», «Капитанская дочка» и «Борис Годунов» содержат бездны этого народного духа.
Призыв к единству русских князей выступить «за землю русскую, за раны Игоревы» гениального автора бессмертного «Слова о полку Игореве» не утонул в междоусобицах, а через двести лет был стократ усилен Софронием Рязанцем в «Задонщине» в выкристаллизованной формуле: «За землю русскую, за веру христианскую».
Московский князь Дмитрий Иванович Донской под воздействием своего духовного окормителя «игумена всея Руси» Сергия Радонежского сумел добиться народного единства и одолеть несметные полчища Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Мне посчастливилось быть участником празднования 600-летия Куликовской битвы, главное торжество которого проходило именно на месте исторической битвы при впадении в Дон реки Непрявды. И реконструкция средневекового сражения, и многодневные научные дискуссии в Тульском пединституте, и посещение Ясной Поляны - всё убеждало в необходимости понимания связи времён, прецедентных событий истории страны, и после этого уж никакие лжеисторики не могут убедить меня в своих абсурдных трактовках далёких событий.
Объективности ради скажу, что широкое празднование победы Дмитрия Донского было встречено, мягко говоря, без энтузиазма и в Казани, и в Улан-Баторе, что лишний раз убеждает нас в том, что к национальному вопросу следует относиться с предельной деликатностью.
В 2012 году широкое празднование Дня народного единства совпало с двумя юбилеями: 400-летием освобождения Москвы от поляков и воцарения Романовых и 200-летием изгнания Наполеона из России. Это, безусловно, способствовало росту национального самосознания народа. Среди множества произведений искусства, увековечивших названные события, первенство, бесспорно, принадлежит таким бессмертным памятникам словесности, как трагедия «Борис Годунов» и роман-эпопея «Война и мир».
Вспомним сцену избрания на царство Бориса у Новодевичьего монастыря: «Народ безмолвствует». Это ведь не придумано Пушкиным, а взято из «Повести 1606 года», составленной современником событий. Разве эти слова не являются укором нынешнему депутатскому корпусу, когда процент голосующих падает?
И разве «народная дубина», гвоздившая хвалёную наполеоновскую армию, не урок нынешним «наполеончикам», грозящим России пальчиком? Или вы, господа хорошие, русскую литературу и историю сдавали по вашему пресловутому ЕГЭ?
Вот почему я не устаю повторять своим юным друзьям: обязательно прочитайте «Войну и мир» полностью, это предостережёт вас в жизни от многих ошибок…
Тенденция к единению народа особенно зримо проявлялась в трудные годины испытаний, будь то природные катаклизмы или внешние угрозы. Отсутствие единства приводило к поражению, что особенно проявилось в начале ХIII века. Уже при первом сражении на реке Калке в 1223 году с «незнаемыми народами», которые оказались татаро-монгольскими завоевателями, русские разрозненные дружины испили смертную чашу.
Идея единения проходила красной нитью не только через всю древнерусскую литературу, она проявлялась и в зодчестве, например, в Новгородской или Псковской храмовой архитектуре, и в живописи Владимира, Суздаля, Москвы, наиболее убедительно - в иконе Андрея Рублёва «Троица», в призывах патриарха Ермогена, обращённых к жителям Ярославля, Нижнего Новгорода, Рязани, в подвигах Кузьмы Минина, Ивана Сусанина, князя Михаила Скопина-Шуйского или ростовского старца Иринарха…
К единству слово
пусть зовёт
Есть ли нынче народное единство у нас в России? Пока в российском масштабе мы видим единичные усилия нашего Президента, министра иностранных дел, нашего патриарха, а где же учёные, писатели, депутаты? Разве их дело - только пиариться на различных шоу, где никто никого не слушает и все стремятся перекричать друг друга?
Во взаимоотношениях нужна любовь, а не взаимные оскорбления и угрозы. Значит, образование - ещё не культура…
Слава Богу, что наш город на глазах меняется к лучшему, кажется, вечной болезни - мусору - ставится предел, обновляются и облагораживаются скверы, фасады домов, асфальтируются улицы. Значит, к руководству города и области пришли не варяги, а свои, любящие нашу землю люди.
Не забудем и о Казанской иконе Божией Матери, избавительнице от многих бед и напастей. Заметим, что с учреждением в нашем городе епархии значительно оживилось духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Но до идеала нам ещё так далеко. И пусть порукой будет великое слово истины, пробуждающее каждого к совершенству и к единению на свершение добрых дел.
При всех этих условиях и достижение мечты о народном единстве было бы не невозможным.