Как это было
30 ноября на улице Архангельской открылся Козловский театр. Четырёхярусная зала об 600 мест была полна. Давали француза В. Сарду «Надо разводиться». Публика ликовала: актёров и антрепренёра С.И. Томского несколько раз вызывали на поклоны, аплодировали стоя даже чопорные обладатели персональных лож. Основателям театра - купцам отцу и сыну Злобиным - устроили настоящую овацию. Подобные заметки появлялись в начале декабря 1897 года в разделе светской хроники в местной газете. Однако ликование было недолгим: через некоторое время театра не стало, бытует мнение, что он сгорел.
Новое здание, привычное не для одного поколения горожан и на привычном месте, начали возводить уже весной 1913 года. Строительство велось фантастически быстрыми темпами даже по меркам современной стройиндустрии - 17 декабря 1913 года театр принимал первых зрителей. Это здание - единственное на Тамбовщине - построено специально для театра. Просторный, вместительный и в то же время уютный зал с хорошей акустикой, большая оркестровая яма для оркестра перед сценой, пожарный занавес... Над сценой возведён технический этаж, где размещены так называемые театральные колосники с подъёмными устройствами для временного хранения «задников», сменных кулис и некоторых деталей декораций.
Одному - сапоги,
другому -
контрамарку
Моему личному знакомству с мичуринским театром и вообще с театром предшествовали и способствовали некоторые события. Заканчивался 1950 год. К новогодним школьным каникулам в театре решили поставить спектакль по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Всё шло хорошо. Нашли и подработали под труппу сценарий, распределили роли, заканчивали репетиции и изготовление декораций, пошили костюмы, но не хватало одной и весьма важной детали - у кота не было сапог! В запасах костюмерного цеха нужных не нашлось. Местные сапожники могли пошить только простые армейские, а не с отворотами типа мушкетёрских. Но кто-то из них подсказал, что в мастерской индивидуального пошива обуви есть женщина-мастер, которая может по фотографии или рисунку разработать лекала верха обуви, изготовить его, а приточить подошвы - дело нетрудное. Нашли эту женщину, и через некоторое время, в аккурат к премьере, сапоги с отворотами из тонкого светло-коричневого шевро на небольшом каблучке были готовы. В качестве дополнительного поощрения женщине вручили контрамарку на дневной спектакль «Кота». Так как этой мастерицей была моя мама Зинаида Аркадьевна Туровская, контрамарка досталась мне.
Волшебный
ключик
И вот я десятилетний, наглаженный и начищенный, с причёсанными вихрами и заветным кусочком картона - контрамаркой в варежке, чтобы не потерять, иду в театр. Контрамарка, как волшебный ключик, открыла мне двери театра и директорскую ложу напротив самой сцены. Других мест не было. Зал был заполнен гомонящей ребятнёй, и шум стоял, как на большой перемене в очень большой школе. Но прозвучал третий звонок, огромная люстра под потолком начала медленно гаснуть, шум и гомон прекратились. Раздвинулся занавес, и на ярко освещённой сцене началась сказка с вездесущим котом в маминых сапогах. В ложе была дверь, которая вела на сцену, куда в антракт, не удержавшись, я зашёл. Всё было как-то серо и буднично: неяркий свет, рабочие на сцене прибивают нарисованные части каменного замка, у стены мирно разговаривают страшный людоед из сказки и обычный, судя по каске, пожарный. Ничего особенного, но с тех пор я заболел театром, не пропускал ни одной новой постановки, а в 1955-1957 годах был в составе народного театра железнодорожного клуба имени Ленина.
На сцене!
В начале осени 1957 года «Мичуринская правда» опубликовала объявление драматического театра о наборе студийцев. На прослушивание пришло около 30 человек. Взяли четырёх мальчиков и трёх девочек. Главным режиссёром в том сезоне был уроженец нашего города, выпускник драматической студии нашего театра середины 30-х годов прошлого столетия Николай Иванович Курочкин, и это была его идея - возобновить работу студии. Среди принятых счастливцев был и я. Ведущие артисты мичуринской труппы передавали нам основы актёрского ремесла - сценические речь и движение, ритмику, грим, театральные этику и дисциплину. Мы были задействованы в массовых сценах и мини-ролях.
В начале лета театр уехал на гастроли по Тамбовской области. Студию распустили. И тут я поддался уговорам родителей, что надо получить вначале какую-то надёжную профессию, а затем думать о театре. Мой выбор пал на вуз имени И.В. Мичурина: там учился мой старший брат, а самое главное, что привлекало, - студенческий театр, которым руководила бывшая актриса Ольга Алексеевна Таякина. Она была и режиссёром, и театральным педагогом, и в какой-то степени мамой для кружковцев, что жили в общежитии.
Приобретая «запасную» профессию, увлёкся цветоводством и озеленением, что стало в итоге главным делом жизни: 51 год, из них 43 - в Сочи, выращивал цветы, озеленял улицы, новостройки, парки и скверы, разрабатывал проекты озеленения, в том числе и к открытию сочинской зимней Олимпиады. Театр же всегда был и есть для меня местом отдыха. В Сочи нет репертуарного театра с постоянной труппой, но столичные ведущие театры с именитыми актёрами - частые гости на наших сценических площадках. Последние годы в городе регулярно проходит конкурс театров малых городов России. Было бы приятно увидеть в рамках этого фестиваля наш Мичуринский драматический театр.
Инициатива
Недавно ушёл из жизни старейший на планете играющий актёр-долгожитель, народный артист СССР, почётный гражданин города Мичуринска В.М. Зельдин. Считаю, что присвоение его имени Мичуринскому театру будет доброй памятью Владимиру Михайловичу и достойным подарком театру к его юбилею - 120-й годовщине со дня открытия. Ваша газета может стать инициатором, развернув на своих страницах дискуссию по этому поводу.
В настоящее время в стенах театра идут мероприятия, посвящённые 120-му театральному сезону. Хочется пожелать коллективу театра успешного его проведения, а также новых творческих удач и чтобы все спектакли проходили при полных залах.