Лента новостей
Статья5 сентября 2017, 15:40

Пляшут бабки, пляшут дедки, или Как «Старики-разбойники» захватывают пятничный горсад

- А тут взвизгни! Поинтересней сделай! Баритон дайте, тут идёт перекличка, пожёстче! - советует Олег Бабайцев духовому оркестру. Так проходит рядовая репетиция в парке культуры и отдыха, где ансамбль выступает по пятницам.

Участники духового оркестра. Справа - Олег Бабайцев. Фото Марии Казаковой.
Участники духового оркестра. Справа - Олег Бабайцев. Фото Марии Казаковой.

Давайте
попробуем!

Олег, инициатор создания коллектива, увлечённо рассказывает историю оркестра:
- Негласно наш оркестр называется «Старики-разбойники». Вроде смешно, а ведь правда: по большей части играют пенсионеры. Коллектив у нас не очень большой, около 15 человек. Образовались мы примерно девять лет назад. В то время распался клуб локомотиворемонтного завода. Там менялись собственники, клуб не отапливался, деваться было нам некуда.
Друг друга знаем давно -
ещё в 1984-1985 годах познакомились. В то время на каждом предприятии в Мичуринске был духовой оркестр, и ребята там играли. Я всех собрал. Кто-то на пенсии сидит, кому-то лень из дома выходить. Предложил: «Сходите, порепетируйте!». Отвечают: «Давай попробуем». Один товарищ у нас, Володя Неволин, в Московском цирке ушёл на пенсию. Я его два-три месяца атаковал: «Володь, приди, попробуй!», а он: «Да нет, я давно уже играл, губы не держат». Но всё-таки достал его! Пришёл на репетицию, вынул инструмент - всё, понравилось ему! Теперь он неотъемлемая часть нашего коллектива. Благодаря определённой настойчивости все мужики и две женщины вместе собрались. Одна из них сейчас в декрете, муж её - гитарист.

Музыка
нас связала

Мы в городском парке только начали первый сезон играть, отыграли - зима, холодно. Хорошо, здесь моя супруга, Елена Алексеевна Бабайцева, стала директором промышленно-технологического колледжа. Радея за культуру нашего города, любительница духовой музыки, она предложила заниматься в актовом зале. Там есть помещение, где мы инструменты храним. Мы за свои деньги покупаем инструменты, пульты, ноты. Клуб единомышленников! И вот уже в течение девяти лет в горсаду играем в летний сезон, а потом - на зимние квартиры, приезжаем в промышленно-технологический колледж и участвуем в его общественной жизни, концерты даём. В колледже подбираем талантливых учеников, и девчонки с нами несколько песен играют и поют - на 23 Февраля, на 8 Марта.

По зову души

Сам я самоучка! У нас большей частью в коллективе самоучки. В армию забрали, там попал в оркестр, ребята хорошие были из Гнесинского училища, натаскали. Потом здесь в самодеятельности участвовал в большом клубе локомотиворемонтного завода. Затем мужики постарше стали брать меня с собой на похороны, потому что деньги надо было зарабатывать, а я студентом был. Потом - большой перерыв, работал в МВД, некогда было заниматься всем этим.
Когда вышел на пенсию, ребята меня увидели -
остатки оркестра для иностранцев, называвшегося в шутку «Четыре татарина и один армян»: «Приходи, а то музыкантов нет!». Ну а меня долго звать не надо! Бывший музыкант всегда в душе музыкантом остаётся. Трубу взял, самоучитель, позанимался где-то около полгода - и восстановился.
По большому счёту у нас почти все музыканты непрофессиональные. Один работал на заводе, другой - преподаватель в пединституте, третий работает экспедитором на базе, четвёртый - частный предприниматель, ну а я всю жизнь в милиции проработал. У нас все любители, для всех музыка - зов души.
Инструменты сами покупали, у каждого - индивидуальный. Мою трубу в 60-х
годах завезли в Москву, в Большом театре на ней играли, а затем списали - вся помятая была. Мне товарищ её восстановил полностью. Хорошая американская труба! Очень звучная! Так и многие остальные: походили по клубам, нашли старые списанные инструменты, до ума довели. Даже колонка, видите, большой динамик стоит - ребята всё своими руками сделали. Мастеровые!

А нам бы
ещё тромбониста

Молодёжи нам не хватает. Новых музыкантов нет. Финансовая сторона - это не самое главное. Город у нас небольшой. Музыкальная школа готовит ребятишек, но все разлетаются. Ребятишки с нами были - играли, но школу-институт позаканчивали - и разъехались! Кто в Москву на заработки, кто в Тамбов. Там платят, а у нас что? У нас постоянного финансирования нет, нас парк культуры нанимает на пять месяцев - и то славно.
За девять лет у нас уже и репертуар нормальный образовался - больше ста вещей. Что-то в интернете находим, что-то - из старых залежей в клубе. Когда клуб развалился, ребята достали там пачку нот. Концертная программа у нас рассчитана на час, но из-за физической нагрузки - игра на духовых инструментах предполагает физическую нагрузку на амбушюрный аппарат, то есть на губы - мы можем давать концертную программу с небольшими перерывами на час-полтора и играть около 15-20 произведений.
Хорошо у нас звучат вальсы, танго, фокстроты, не зря их писали для духового оркестра! Именно для нашего состава произведения тех времён очень хорошо звучат. Ну и, естественно, эстрадное направление, современное что-то. Хотелось бы для молодёжи играть и роковые вещи, но для этого нам не хватает тромбонов. Тромбоны нужны! Резкий, хороший звук. Точнее, инструмент-то у нас есть, а вот музыканта для него нет.
Перед концертом не рекомендуется семечки грызть, потому что рот загрязняется. Орехи тоже нельзя, ничего сыпучего! Потом начинаешь в мундштук дуть, и инструмент засоряется. Не смертельно, можно промыть, но зачем?

«Цыганочку»
давайте!

Мы ездили на гастроли по сельским местностям: в Новоникольском концерты даём, в Круглом, в Терском -
в основном по Мичуринскому району. Каждое лето приезжаем в Тамбов на Агапкинский фестиваль духовых оркестров. Агапкин - композитор, который написал «Прощание славянки». Он был дирижёром в Тамбове. У нас есть звание народного коллектива, раз в пять лет защищаемся: готовим репертуар, затем либо мы отправляемся в Тамбов, либо из Тамбова представители управления культуры приезжают к нам.
На наши концерты в горсаду приходит много пенсионеров. Кажется, танцевать здесь тяжело: асфальта нет, но всё равно танцуют и вальс, и танго. Мужчин не хватает, женщины с женщинами - дамы всегда более активны, чем мужики. И бабулечки друг с другом танцуют вальсы и фокстроты. Даже заказы нам делают! У нас есть старожилы, которые давным-давно нас знают: «Так, давайте нам «Цыганочку»!» - и сразу повеселее. А ещё любят «На теплоходе», она подвижнее, - завершает свой рассказ Олег.

Дирижёр -
интуиция

Репетиция тем временем идёт полным ходом, а дирижёра не видно.
- Нет дирижёра. Чуйка! Наш ансамбль - особый мир, поэтому здесь посторонний человек не всё сразу поймёт: как в этом коллективе вообще жизнь бурлит? А она бурлит со всех сторон и молотит! - улыбается Дадой Бекир, держа в руках серебристый баритон.
Над ситуацией подсмеивается и самый профессиональный участник коллектива, трубач Владимир Неволин. Вот что он рассказал о своём творческом пути:
- На трубе я учился играть в музыкальной школе на Урале, стаж у меня, наверное, уже больше 50 лет. Работал 30 лет в московском цирке. Мой самый запоминающийся концерт - в Сингапуре, мы там целый месяц с московским коллективом с удовольствием провели. Здесь я играю четвёртый год. Творческий коллектив!
В оркестре все инструменты главные. Друг без друга никто никак не может обойтись. Но барабанщик - это сердце нашего духового оркестра. С уверенностью могу сказать: у любого инструмента есть душа. Чтобы понять его настроение, нужно чаще на нём заниматься, чтоб привыкали друг к другу. Инструмент от этого ещё как добреет.
- Володь, давай ещё помедленнее! Ребята, следите за точками в нотах! - обращается к музыкантам на репетиции Олег Бабайцев. В ответ Владимир сметливо потряхивает указательным пальцем и улыбается: мол, знаем, бывалые.
- Слушайте, мужики, а может, «Черноглазую казачку» грянем в эту пятницу?
- О, куда тебя заносит-то! Трудно ведь, а хотя… Давайте!

Оркестр «Старики-разбойники» приглашает вас в парк культуры и отдыха каждую пятницу в 18 часов
послушать, смогут ли духовые инструменты донести имя черноглазой казачки из-под топота копыт!
А если вы хотели бы присоединиться к оркестру,
то звоните Олегу Юрьевичу Бабайцеву
по номеру (+7-910) 652-58-89.

Автор:Мария Казакова