Лента новостей
Статья28 апреля 2020, 15:36

Яков Волговской: «Я доволен своей творческой судьбой»

Напрасно поклонники Якова Борисовича Абрамовича-Волговского пристально вглядываются в театральные афиши.

Яков Борисович Абрамович-Волговской.
Яков Борисович Абрамович-Волговской.

Заслуженный артист России после более чем полувекового служения Мельпомене покинул сцену Мичуринского драматического театра и свой 80-летний юбилей встречает уже на заслуженном отдыхе.

Трудное решение

– Для меня расставание с театром – невероятно трудный шаг, ведь работа в нём была главным содержанием всей моей жизни. До сих пор сложно об этом говорить, – рассказывает юбиляр. – В августе прошлого года был сбор труппы после отпуска. Я уже написал заявление директору Галине Николаевне Поповой, и она попросила меня прийти на собрание и лично объявить своё решение коллективу. Тогда я, собравшись с духом, пришёл, сказал, и для всех это было шоком. Многие коллеги плакали.
На родные подмостки ветеран сцены больше не поднимался, но финальную точку в своей профессиональной карьере поставил эффектно, представ в роли генералиссимуса Кутузова на VII Межрегиональном фестивале хоровой музыки «Песни над Цной» в Тамбове. А потом у артиста начался новый этап жизни, в котором он сам себе сценарист и режиссёр. Степень свободы – максимальная: что хочу, то и делаю: хочу – смотрю телевизор, а хочу – не смотрю. Шутки шутками, но внезапно образовавшиеся излишки времени Яков Борисович учится заполнять обывательскими заботами. Например, погружением в дачные хлопоты. Делает всё, что позволяют руки, вот соорудил парничок под овощи. Не даёт загрустить и супруга – верный товарищ, коллега по сцене Валентина Павловна Кошмина. С кем, как не ней, можно вспомнить былое, поделиться мыслями о настоящем, поговорить об искусстве.
Но куда убежать от мыслей, которые настойчиво возвращают в театральное прошлое, будоражат воображение, заставляют вновь и вновь разыгрывать в уме партитуру действий, пересматривать сверхзадачу. Подумать только: около 200 ролей, каждая из которых – отдельная судьба, проросшая корнями в твою плоть и кровь!

Эзоп и Брежнев

– До сих пор переосмысливаю сыгранное, перечитываю пьесы, представляю, как сейчас раскрыл бы тот или иной образ. Оглядываясь назад, могу без натяжки признать: я доволен своей творческой судьбой, сыгранным репертуаром и партнёрами по сцене. Порою казалось, что другим достаются более интересные роли. А сейчас понимаю, что это не так. Я представлял на сцене легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. Может ли что-то быть лучше? Перевоплощался в Брежнева. Работал над шестью чеховскими персонажами. Из последнего запомнился военный доктор Чебутыкин в пьесе «Три сестры». Режиссёром спектакля выступила ученица Романа Виктюка Гульнара Галавинская. Мы оба остались довольны совместной работой. Эта роль напоминает мне то, что происходит со мной сейчас. Мотив опустошённости и одиночества человека, оказавшегося на пороге отставки, осознавшего, что его существование трагично, так как проходит среди созданных воображением иллюзий, мифов, неосуществимых надежд. Чехов – это всегда про нас, про русских людей, которые делают нерациональные поступки, зачастую думают не головой, а сердцем.
Конечно, жизнь юбиляра сложилась счастливее, чем у большинства его персонажей – социальных героев, ставших жертвами корыстного мира капитализма либо заложниками непростых обстоятельств. Оставленный хозяевами в заколоченном доме слуга-старик Фирс («Вишнёвый сад»), обездоленный, преданный детьми пожилой американец Купер Барклей («Навстречу завтрашнему дню»), невезучий музыкант и отец-одиночка Андрей Сарафанов («Старший сын») – все они в финале испили горькую чашу разочарования. Может быть, их ошибки в чём-то послужили уроком для Якова Борисовича и уберегли его от собственных неверных шагов, ведь главной своей задачей он считает умение достойно прожить жизнь.

Лекарство
от хандры

Актёр – профессия зависимая, что для мужчины с характером не всегда приемлемо. Но Якову Волговскому удалось параллельно с основной работой реализовать талант руководителя: 15 лет он возглавлял профком в Вольском театре (Саратовская область), четыре года исполнял обязанности главного режиссёра Мичуринского драматического театра, а затем 15 лет был заведующим труппой.
И сейчас он продолжает пользоваться уважением коллег.
– Бывает, встречаю кого-то из знакомых. Мне с удовольствием рассказывают о том, что происходит в стенах театра. Всегда вижу добрый взгляд, и это сразу повышает настроение, – отмечает заслуженный артист России. – Да я и сам отслеживаю театральные новости через интернет, поэтому всегда в курсе текущего репертуара.
Не забывают актёра и почитатели таланта – люди самых разных возрастов, от молодёжи до пенсионеров. Завидев на улице, выражают благодарность за сыгранные роли. А это лучшее лекарство от хандры.
Юбилей – прекрасный повод подвести творческие итоги. Прошедшие круглые даты Яков Борисович Волговской отмечал на сцене бенефисными выступлениями.
– Сегодня театр на самоизоляции. Но когда он снова распахнёт двери, хотел бы устроить творческий вечер. Можно его назвать «Мой путь», – строит планы юбиляр.
Пусть всё задуманное свершится!

Биографическая справка

Яков Борисович Абрамович-Волговской родился 25 апреля 1940 года в Саратове.
В 1964 году окончил театральное отделение Саратовского культурно-просветительского училища.
В 1966-1984 годах работал в Вольском государственном драматическом театре (Саратовская область).
С 1984 года – актёр Мичуринского драматического театра.
Сыграл более 150 ролей.
В 1991-1994 годах исполнял обязанности главного режиссёра Мичуринского драматического театра, с 1994 года – заведующий труппой.
Член Союза театральных деятелей (1972 год).
Заслуженный артист РФ.

Автор:Альбина Адам