За два с половиной часа смехотерапии на спектакле мичуринского театра «За двумя зайцами» (16+) вы наверняка позабудете все невзгоды и (продолжая известную песенку Людмилы Гурченко), хорошее настроение не покинет больше вас. Правда, сделать это придётся только предстоящей осенью, поскольку занавес нынешнего, 127-го театрального сезона, уже опущен, и премьерная постановка яркой комедии-бурлеска прошла как бы «авансом», в счёт лучезарного будущего.
Хорошо знакомая нашей труппе и зрителю прежними драматическими постановками «Обречённая любить» (16+) и «Кровавая свадьба» (16+) именитая режиссёр и хореограф Анна Фекета теперь решила обратиться к очень весёлому жанру мюзикла, где правят бал, как написано в театральной программке, «сердечные страсти с песнями и танцами». Рисковала? Конечно. Ведь мичуринский театр — драматический.
Но риск оправдался сполна, подтверждение чему долго нескончаемые по окончании спектакля рукоплескания, многочисленные выходы артистов на поклоны, цветы, подарки и ответное прочувствованное слово директора МДТ Галины Поповой вкупе с признанием в любви к нашему театру и зрителю режиссёра Анны Фекета.
Написанная в конце позапрошлого века комическая пьеса Ивана Нечуй-Левицкого и Михаила Старицкого, с блеском экранизированная в середине прошлого века, занимает достойное место в репертуаре многих театров страны, являясь беспроигрышным шансом на успех.
Только при одном условии: помимо речевых способностей, отменной дикции, исполнители должны обладать ещё и качествами вокалистов, красиво танцевать, обладать хореографическими навыками. Не один месяц репетиций, приглашение в наставники опытных мастеров пения и танца принесли нашему театру заслуженную победу!
По версии Анны Фекета и художника-постановщика (между прочим, её мужа) Александра Неделько действие происходит в той дореволюционной местности, где жители говорят не «что», а «шо», «гэкают» и вообще изъясняются между собой на чудовищном русско-украинско-одесском волапюке с добавлением колоритных еврейских междометий. Стоит ли после этого удивляться таким выражениям персонажей, как «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман» или такой перл на все времена: «В груди моей Везувий так и клокотит»...
А «клокотит» вулкан — только не страстей, а наживы — в груди проходимца-цирюльника Свирида Петровича Голохвастова, влезшего в жуткие карточные долги перед бандитами и теперь не видящего иного выхода для расплаты, кроме как удачной женитьбы на состоятельной барышне. Ещё лучше — на двух сразу!
И вот они, объекты охоты за двумя зайцами: туповатая, не блещущая красотой, хотя и «заметная», доця супругов-богачей Серко-Проня, всё выглядывающая «прынца» на белом коне. И влюблённая в моряка Степана девушка Галя (актёры Александр Буров и Елена Обедина).
Гале эксцентричный в манерах и лживых в признаниях парикмахер будет только досаждать своими навязчивыми ухаживаниями. Но как ей, воспитанной в покорности, ослушаться громогласную, подавляющую своим авторитетом маму, требующую отдать предпочтение именно шаромыге-Голохвастову?
Гнилую суть шулера, повесы, обманщика, дельца Свирида Голохвастова всегда тепло принимаемый публикой актёр Андрей Широкий развенчивает основательно и бесповоротно. В творческой биографии Андрея прежнее многолетнее служение в профессиональных балетных и танцевальных коллективах, а потому чисто артистические проходы, пластика, уморительные ужимки, жесты и гримасы даются ему без труда (хотя мы понимаем, каких это стоит трудов и репетиций). Но главное, пожалуй, заключается не в актёрской технике Широкого, а в убедительно переданном им социальном содержании негативного образа: они ведь и сегодня безнаказанно шастают по городам и весям, эти Дон Жуаны, охотники за двумя зайцами.
А потому, как говорится, люди, особенно наивные простушки, будьте бдительны!
Всю гамму чувств и краски недюжинного таланта вкладывает актриса Людмила Новикова в недалёкую свою Проню. Что ни мизансцена, то зритель хохочет до упада над «вумными» словечками и «хвилосовскими» рассуждениями глубоко провинциальной девицы на выданье, её пылкими попытками оседлать не поддающуюся судьбу, как и не поддающиеся хореографические снаряды... Проню нам становится и жалко, и смешно, и мамочка (неизменно хороша в каждой роли актриса Татьяна Шишкина) грозит «доце» в окно...
Только смех этот до поры. До той самой поры, пока обманутая, опустошённая Проня, всё ещё не способная смириться с выявленным уже цинизмом «жениха», печально вглядываясь в зал, не заговорит о своём понимании женского, семейного, человеческого счастья. И будет находить сочувственный отклик в каждой реплике, в каждой фразе и в каждом слове.
И лишь проигравший одиночное сражение на любовном фронте, но не проигравший битву целиком Свирид Голохвастов не воспримет совершенно все эти её сантименты, все эти «цирлих-манирлих» подло обманутой им невесты, продолжая уверовать в свой воровской фарт жулика и прощелыги, намереваясь и впредь искать новых «зайчих»...
Почти два десятка актёров заняты в лёгком, искромётном, наполненном добротным юмором, народным весельем, популярными песнями и танцами спектакле «За двумя зайцами». Как не отметить заслуженную артистку РФ Ирину Дубровскую, составившую прекрасный дуэт вкупе с мужем по жизни и любовником по пьесе Сергеем Дубровским! Необыкновенно органична, достоверна и симпатична в роли служанки Химки экспрессивная, энергичная, клокочущая внутренней энергией, как атомный реактор, Ксения Воеводина.
Наша искренняя благодарность всей труппе, занятой в столь энергозатратном, требующем, помимо всего прочего, и немалых физических сил спектакле.
И отдельное спасибо за состоявшийся подарок московскому педагогу по вокалу Галине Гусевой, мастерам-звукооператорам, художнику по свету Руслану Десятову, без них — невидимых миру специалистов — и большой творческой работе не бывать.
Счастливых каникул, господа актёры! С нетерпением и предвкушением новых замечательных встреч будем ждать ярких вспышек завораживающих огней театральной рампы!