Премьера «Отцы и дети» мичуринского театра вызвала массу откликов от жителей и гостей города. И это неслучайно. Ведь переместить хрустальную, благоуханную прозу классика русской литературы — писателя Ивана Тургенева — в жанровые рамки драматургии — дело исключительно трудное и далеко не всегда благодарное, что могут подтвердить и «обжёгшиеся» на нём известные московские театры.
Сегодня общество в целом живёт проблемами, заботами, мыслями, в корне отличающимися от тех, прежних, а конкретные люди говорят, одеваются, развлекаются, ведут себя на работе и дома совсем не так, как в 18-м веке, не знакомом ни с телевизорами, ни с гаджетами, ни с космическими аппаратами... А, главное, поменялось человеческое мировоззрение, познавшее такие планетарные встряски, что тот, некогда пугавший тургеневских интеллигентов «нигилизм», кажется простой детской забавой. Но, тем любопытнее заглянуть в далёкое прошлое, узнать, познать, чем, какими постулатами руководствовались по жизни тургеневские отцы и дети. В чём незаменимым помощником и путеводителем да будет для нас наш всесильный театр.
Сценография спектакля предельно скупа. Все мизансцены как бы родовой усадьбы автора прекрасных «Охотничьих рассказов» (12+) — Тургенева, его Спасского-Лутовиново, происходят в неком алюминиевом «коконе», даже стены которого отражают неспешную жизнь барского дома братьев Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых (актёры Сергей Дубровский и Андрей Присницкий). В эту тишайшую дворянскую обитель «отцов» с её размеренным бытом вихрем врываются прибывшие на побывку юные студенты-«дети». Один из приезжих юношей действительно «свой», сын Николая Петровича — Аркадий. Второй — его друг, хорошо знакомый и нам со школьных лет Евгений Базаров, о котором мы писали в классных сочинениях, как о «лишнем» человеке, утверждающем, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник!
Режиссёр густонаселённого спектакля Гульнара Галавинская была поставлена перед непростой задачей: как отобразить (а действие по книге происходит летом 1859 года, в самый канун отмены крепостного права) сценическими средствами кризис жизненного уклада барина и мужика без революционных потрясений?
Постановщик, она же «сочинитель» музыки и подбора костюмов, обратилась к методу насколько эффектному и эпатажному, настолько подкупающему, введя почти прямой диалог со зрителем (вспомним неоднократно обращённые к залу крики — вопросы актёров). Но и это ещё не всё. Гульнара Галавинская просто взяла, да и перенесла действие в наши дни. Кому-то может понравиться столь вольное обращение с классикой, кому-то нет, но, вот, уверенно зашагали с наушниками на голове
и в рваных (по моде 21-го века) штанцах «дети» 18-го века — Аркадий и Евгений, оказавшиеся к тому же ещё и поклонниками экстравагантных танцев и джазовой музыки известных итальянских композиторов, исполнителями бурно встреченной молодёжной частью зала ритмичных, динамичных хитов.
Ругать за это детей? А сами-то папеньки тоже оказались не промах. У одного, кстати, биологического отца Аркадия, седовласого Николая Петровича, случилась тихая интрижка со служанкой, с неизбежными последствиями — рождением хохотушкой Фенечкой, уморительной в своей глупости (артистка Ирина Лапынина), звонкоголосого малыша. Другой ветеран, яростный спорщик, полемист, ревнитель коренных устоев — Павел Петрович — оказывается дуэлянтом, по не столь уж значительному поводу, скорее из псевдо-дворянской спеси, вызывающего антагониста — Базарова — стреляться на пистолетах. Комичность этой сцены очевидна: как бы тяжело «раненный» в ногу Павел Петрович, сразу же после стрельбы, как ни в чём ни бывало, расхаживает и пританцовывает на сцене, позабыв о пресловутой «ране».
По-видимому, самой спорной оказалась в спектакле фигура главного действующего лица — Евгения Васильевича Базарова — в исполнении молодого талантливого актёра, уже известного нам по прежним работам, Александра Прохорова. Каждый ведь видел, читая роман, своего Базарова — без пяти минут лекаря, ниспровергателя догм, смелого экспериментатора — естествоиспытателя, не только препарирующего лягушек, но и рвущегося к исцелению больных людей, аскета, не желающего признаваться в любви прекрасной даме до самого смертного одра.
Но вот режиссёр остановила свой выбор на таком Базарове — пластичном, порывистом, ершистом, не признающим никакие авторитеты, готовым порвать и дружбу с Аркадием в силу своих фанатичных убеждений.
Трудно выделить кого-либо из женского состава драмы. Все прекрасны. Играющая в очередь с Еленой Обединой актриса Наталья Попова — точное воплощение той великосветской барышни позапрошлого века, которая вскоре придёт в народное образование, медицину, а там — и в пролетарское движение мятущейся России. Она умна, образована, воспитана, начитанна. Не хватает ей по жизни только одного: близкого человека, которому можно было бы доверительно положить голову на плечо. Но что поделаешь, когда и влюблённый в неё Базаров мучает отстранённостью, молчанием, а решается сказать самые заветные слова только тогда, когда уже поздно...
Являет городу и миру глупую физиономию, претендующая на загадочное «эмансипе», увенчанная на макушке конским хвостом мадам Кукшина, едко высмеянная по роли заслуженной артисткой РФ Ириной Дубровской. Сколько их, таких высокомерных, а по сути ничего собой не представляющих «эмансипе» живут и ходят рядом с нами. Очаровательна в своей чистоте, сердечности и наивности сестра Анны Сергеевны Одинцовой Катя (недавно влившаяся в труппу артистка Анна Ширшова). Органичной наградой за девичьи переживания стала ей заветная свадьба-женитьба с Аркадием Кирсановым, прежним пустозвоном и баламутом, постепенно понимающим, что смысл жизни — делать добрые дела, а не паясничать, как скоморох на ярмарке.
Апофеозом же спектакля останутся в нашей памяти скорбные, выплаканные глаза родителей Евгения Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны — простых русских людей, истовых тружеников, живущих с распахнутой душой и не заслуживающих той лихой доли, которая уготовила им судьба-злодейка: потери единственного сына. Пусть грубоватого, пусть непокорного, пусть не такого, как все, но ведь сына. Прекрасно передают душевное состояние отца и матери опытные мастера сцены — артисты Геннадий Калинин и Татьяна Рогачёва...
Спектакль закончен. Звучат долго не смолкающие аплодисменты благодарной публики. Цветы, сувениры, милые подарки любимым актёрам.
Директор театра Галина Попова делится впечатлениями о своём участии в недавнем большом культурном празднике на берегах Невы, где речь шла и о дальнейшем развитии профессиональных российских театров. Ждёт МДТ скорые встречи со ставшим уже традиционным Зельдинским театральным фестивалем, проходящем в наукограде памяти нашего великого земляка, артиста театра Российской армии. Пусть же всем людям искусства всегда сопутствуют новые успехи и душевное тепло вечно благодарных зрителей!