При жизни у мичуринского художника Виктора Зятчина состоялась единственная персональная выставка — в 1995 году в Музее-усадьбе Александра Герасимова. Но при этом он несколько десятилетий регулярно участвовал в городских художественных выставках, и его творчество достаточно хорошо знакомо коллегам и любителям изобразительного искусства Мичуринска.
Мичуринский краеведческий музей отмечает 90-летие со дня рождения художника Зятчина (1935-2022) его персональной выставкой «Городские сны» (6+). Зрители в течение месяца смогут увидеть на ней около пятидесяти лучших работ из собрания музея и семьи художника.
Родился Виктор в Мичуринске в большой семье. Кроме него Семён и Екатерина Зятчины воспитывали ещё пятерых детей. Отец Виктора работал печником, был участником Великой Отечественной войны.
Будущий художник учился в средней школе № 8. В те юные годы он уже публиковал свои рисунки в местных газетах «Мичуринская правда» (12+) и «Знамя Октября» (ныне «Наше слово68», 12+).
Армейскую службу проходил в ГДР — в полку связи, базировавшемся в Дрездене. После работал художником-бутафором в Мичуринском драматическом театре. Затем оформителем на заводе «Прогресс». В начале 1960-х годов учился на отделении рисунка и живописи Заочного народного университета искусств имени Надежды Крупской.
После выхода на пенсию несколько лет опять работал в мичуринском театре. Стал художником-постановщиком таких спектаклей, как «Аленький цветочек» (6+) и «А чой - то ты во фраке?» (12+).
Работы художника хранятся в Мичуринском краеведческом музее, Музее-усадьбе Александра Герасимова, а также в частных собраниях коллекционеров из России, Польши, Германии, Франции, Голландии и США.
Кроме того, Виктор Зятчин писал стихи и издал несколько своих поэтических сборников.
Пророческие звучат строки (6+):
«…Пройдут года, разрушат дом,
Запечатлённый мной с натуры.
А всё ж в музее под стеклом
Он будет жить в моей гравюре».
Истоки творчества Виктора Зятчина не придётся искать долго, они лежат на поверхности. Его вдохновляли натурные рисунки Аркадия Платицина (1923-2013), посвящённые Мичуринску. Из этих пейзажей родного города своего старшего коллеги Зятчин взял для себя любовное отношение к простым и уютным уголкам провинции. А ювелирную технику рисунка Зятчин подметил для себя у другого земляка — Станислава Никиреева (1932-2007). В отличие от Аркадия Платицина Зятчин рисовал не современный ему город, а тот, каким он был когда-то с точки зрения художника, и рисовал его не с натуры, а пользовался сохранившимися дореволюционными открытками конца XIX — начала XX века.
Иногда он просто переносил на бумагу дома и церкви с фотографии, добавлял в свои работы фигурки людей (для стаффажа), а порой компоновал здания или церкви произвольно, передвигая их на другое место или передавая увиденное в зеркальном отображении. Поэтому его рисунки нельзя назвать реконструкциями старого Козлова.
Третьим художником, который несомненно повлиял на творчество Зятчина, был Николай Стоморев (1903-1994). Стоморева интересовали те же темы, что и Зятчина. В частности, Троицкий монастырь.
Стоморевская манера рисования очень нравилась Зятчину, так как была тоже подробна и скрупулезна. Но Стоморев всё-таки предпочитал рисовать свои пейзажи с натуры.
К середине девяностых годов ХХ столетия относится начало работы Зятчина в технике граттография. Сегодня мы не можем сказать, где он видел работы, сделанные в такой трудоёмкой и редкой технике, и что его подвигло к таким экспериментам. Из классиков, кто изредка применял в собственном творчестве граттаж, можно назвать Мстислава Добужинского (начало 1920-х годов). Среди мичуринских художников серьезно никто граттажем не занимался. Можно утверждать, что эта техника Зятчину пришлась по сердцу, и она стала его удачей, его отличительной особенностью.
У Виктора Зятчина Козлов-Мичуринск — город особенный, на другие не похожий. Зятчинский город — сказочный и выдуманный, он родной и с детства знакомый, он узнаваемый и неузнаваемый. Он одновременно и монументальный и наивно-лубочный. Разные люди населяют зятчинский город — порой они похожи на горожан. Мы встречаем среди них и купечество, и чиновников, и интеллигенцию, и даже козловский бомонд. Вот идёт, обнявшись, пара влюблённых. Тут горожане едут на извозчике. Вот местные бабы сплетничают или обсуждают какие-то новости.
А порой жители этого города… живут в избах, пасут скот, доят козу, торгуют с уличных прилавков, едут на лошадях, запряжённых в телегу или сани, пьянствуют и даже валяются на улицах. Тут странник с посохом и сумой, а тут велосипедисты. Здесь дети и старики. Жители зятчинского города играют на гармошках и балалайка, пилят дрова, играют прямо на улице в карты. Вот идёт баба с вёдрами на коромысле, а мужик несёт на плече тяжелый мешок.
Мы видим и художника, бредущего по улице с этюдником в поисках интересного мотива. На улицах этого города много всяких животных — кур, гусей, коров, лошадей, собак и котов. В небе много всевозможных птиц — воробьёв, голубей. Перед нами предстаёт небольшой уездный городишко с прилегающим к нему Троицким монастырём, в котором колокольня и несколько церквей, а ещё сторожевые башни.
Рассматривая город Зятчина, можно испытывать как чувство гордости, так и сожаления — ведь почти всё, что он рисовал, до сегодняшнего дня не сохранилось. Вся эта очаровательная провинциальная красота осталась лишь на его рисунках, хранящихся на музейных стеллажах. Подлинное и вымышленное причудливо переплелись между собой. Настоящий город прошлого и город, выдуманный талантом художника, слились в красивую сказку о городе в город-мечту, город-сон.
Хочется надеяться, что интерес к работам художников, рисовавших в разное время Козлов-Мичуринск, будет с каждым годом всё более пристальным. А среди них не будет забыто и творчество Виктора Зятчина, так искренне любившего свой город.