Лента новостей
Статья5 декабря 2013, 01:00

Дивясь божественным природы красотам

Г.С. Усова с  внучкой Настей.
Г.С. Усова с внучкой Настей.

С профессором МичГАУ, доктором сельскохозяйственных наук Галиной Северьяновной Усовой мы знакомы давно, вместе бывали в родной её душе Знаменке, где 200 лет назад родилась её прапрапрабабушка Наталья Гончарова, вместе представляли свой город в Центре эстетического воспитания у Н.Н. Воронкова в Тамбове, вместе участвовали в Пушкинских торжествах в Мичуринске.
О великом предке своём она говорит так, как говорят о родственниках: просто, убедительно, без ложного пафоса, нисколько не придавая факту своего рождения какого-то особого смысла. Хотя и рассказывает не без удовольствия о сборе потомков поэта, устроенном генералом А.И. Лебедем в 1999 г. в Красноярске, или о Всемирном съезде потомков поэта в Москве в июне 2009 года.
О Галине Северьяновне охотно пишут журналисты и чаще - как о представителе великого русского дворянского рода, давшего нам не просто поэта Александра Сергеевича Пушкина, а - «наше всё», по определению критика Аполлона Григорьева. В канун славного юбилея моей скромной героини мне захотелось понять, чему посвятила свою жизнь наследница великого поэта. Сама она говорит, что несколько человек повлияли на её выбор изучения природы, который она сделала в далёком архангельском своём детстве. Это имя и авторитет великого селекционера И.В. Мичурина, гремевшие в стране в 1930-1950-е годы, а также пример двух родных людей, любивших и понимавших природу: деда Ивана Григорьевича Усова, агронома из пинежской деревни Матвера, и тёти Жени Вещагиной, сестры отчима, главного врача детского санатория в Архангельске, в доме которой была даже комната для растений. В маленьком саду тёти Жени росли яблоня, вишня, в доме выращивался даже кофе. И, конечно же, к педагогической работе подтолкнул пример мамы, учительницы Ольги Евгеньевны Усовой, любившей возиться с детишками, учившей их познавать мир. Бережёт Галина Северьяновна и образ отца - помора Северьяна Усова, павшего на поле брани в Финской войне 1940 г. Как-то раз, улыбнувшись моей попытке точнее определить источник её тяги к изучению природы, подсказала:
- Не забывайте, что по линии Воронцовых-Вельяминовых я в родстве с первым русским агрономом Андреем Тимофеевичем Болотовым!
Без таких ярких личных примеров, владычествующих над сознанием молодого человека, как правило, не бывает серьёзно состоявшейся судьбы.
А вот факты зрелых лет уже маститого учёного.
Передо мной две книги. Одна - «Красная книга Тамбовской области: Растения. Лишайники. Грибы». Издана в Тамбове в 2002 г. Другая книга - «Живые жемчужины Тамбовского края» с подзаголовком «Редкие и исчезающие виды Тамбовской флоры». Издана в Тамбове в 2006 году.
Что же это за труды? За солидными тёмно-красными обложками одной книги (и в самом деле - красная!), за изящными с цветными фотоснимками редких растений другой книги - подробные научные описания тех растений, которые когда-то заселяли всё пространство Тамбовской лесостепи, а со временем в результате хозяйственной деятельности человека, прямо скажем, во многих случаях разрушительной для живой природы, перешедших из ранга распространённых по земле растений в ранг растений редких и даже исчезающих.
«Красная книга» по растениям - более суровый труд, с чёрно-белыми рисунками растений, грибов и лишайников в соответствии с жанром этого научного труда. «Живые жемчужины» при всей мощной научности описания и справочного аппарата - нежное признание в любви к природе Тамбовщины.
Как создавалась «Красная книга»? Специалисты, авторы статей для неё, работают в Москве, Воронеже, Тамбове, Мичуринске, Липецке. Работа шла быстро, на неё было отведено всего три полевых сезона. Тем не менее тщательно были обследованы все 23 района области. Приходилось забираться в самые глухие места Тамбовщины, обыскивать луга и леса, чтобы составить представление: жива или нет редкостная травка, понять, что сделать, чтобы уберечь её для будущих поколений. Изучались гербарии МГУ, МичГАУ. Свои наблюдения над растениями Галина Северьяновна ведёт с 1970-х годов, и они тоже пригодились в работе над «Книгой».
Когда я спросил Сергея Усова, сына Галины Северьяновны и одного из авторов статей для «Красной книги», чем ему запомнились годы работы над этим изданием, у него вырвалось: «Это был ад!». Уже и сейчас понятно, что «Красная книга» - крупное достижение современной биологии. Недаром за эту работу профессор Усова была удостоена в 2003 г. впервые присуждаемой в том году областной премии им. академика В.И. Вернадского.
Скоро полвека, как профессор Усова трудится в стенах родного ей Плодоовощного института им. И.В. Мичурина (ныне Мичуринский государственный аграрный университет). Не гоняясь за призрачным блеском начальственных должностей, она верна своей кафедре селекции плодовых культур и ботаники, которой когда-то руководили такие корифеи, как профессор С.Ф. Черненко, академик ВАСХНИЛ П.Н. Яковлев, её дорогой учитель профессор А.С. Татаринцев.
После блестящего окончания вуза в 1962 г. и почти двухлетней работы на Тамбовской станции защиты растений (на Бондарском наблюдательном пункте) Галина Усова переступила порог родной кафедры сначала как аспирант профессора Татаринцева, а спустя три года - как молодой преподаватель. Галина Северьяновна никогда не занимала никаких должностей, кроме относящихся к научной и преподавательской работе. Причём звания и должности, как правило, с большим опозданием догоняли уровень её профессиональной квалификации. «Упрямства дух нам всем подгадил...», - вспоминает Галина Северьяновна строки великого предка из его стихотворения «Моя родословная». А может быть, в её судьбе сказывается другой его завет: «...для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...». Помолчав, она соглашается.
На протяжении нескольких десятилетий профессор Усова читает доверенный ей ещё в 1967 году ответственный курс лекций «Ботаника», закладывающий у студентов агрономов и плодоводов правильные представления о многообразии растительного мира. В последние годы Галина Северьяновна разработала ещё и курс по лекарственным растениям. А ещё разнообразные практические занятия, к подготовке которых профессор Усова относится с той же ответственностью, что воспитывала в своей подопечной первая наставница доцент Елена Петровна Соколова. А полевая практика!
Теперь кафедра носит другое название, но так же, как и в молодые годы, приходит профессор Усова в ставший для неё вторым домом кабинет кафедры. Здесь проведены уникальные биологические исследования, позволившие понять сущность и особенности функционирования в природе зеленолистных и краснолистных растений. Помогла давняя подсказка мужа, крупного учёного научной школы профессора В.И. Будаговского - профессора Владимира Александровича Коровина, к сожалению, рано ушедшего из жизни. Большой ряд наблюдений и опытов был проведён не только в стенах лабораторий Плодовощного института и в садах учхоза «Комсомолец», но ещё и в столичной лаборатории знаменитого генетика профессора И.А. Раппопорта).
На материале своих опытов Г.С. Усова защитила в 1972 г. кандидатскую диссертацию, а 1997 г. - докторскую, они были посвящены хозяйственно-биологическим свойствам зеленолистных и краснолистных растений яблони.
Теперь уже ученики профессора Усовой продолжают её исследования, и не только на яблонях, но и на других растениях, например, на черёмухе, на спирее калинолистной. Так создаётся новая научная школа.
Талантливы и дети Галины Северьяновны. Старший сын Александр (в будущем году ему исполнится 50 лет) - кандидат физико-математических наук, работает в Москве. Кандидат сельскохозяйственных наук Сергей - директор по науке одной из научных организаций Мичуринска. Его брат-близнец Андрей после получения высшего образования и окончания аспирантуры совершенствует профессиональую подготовку в Женеве. Вместе с женой Оксаной радуется рождению дочери Женечки.
Мне удалось запечатлеть моменты, когда Галина Северьяновна передаёт свою любовь к изучению природы внучке Насте Усовой, дочери Сергея. Ах, с каким интересом второклассница смотрит в микроскоп. Какие новые горизонты откроются её пытливым глазёнкам?
В квартире Галины Северьяновны книги живут вольготно. В книжных шкафах, на полках, в стопках на столах. Книги отражают научные и преподавательские интересы хозяйки дома. Сочинения великого предка, книги о нём, его творчестве занимают в библиотеке Усовых почётное место.
Вспомнив о встрече с известным исследователем родословной Пушкиных Виктором Михайловичем Русаковым, Галина Северьяновна вдруг говорит:
- А книги Русакова «Уважены за имя» у меня нет. Когда автор прислал мне книгу с таким вольным пониманием пушкинской строчки, я не выдержала и отослала ему книгу назад. И словно ведя с Русаковым спор, добавила:
- Нет, не уважены были Пушкины за имя. Дочь поэта Мария Александровна Гартунг не дождалась пенсии от советской власти. Моя бабушка Мария Павловна и дед Евгений Ипполитович Клименко, заработавший личное дворянство беспорочной многолетней службой, при советской власти были лишены гражданских прав и умерли в Курске голодной смертью.
И чтобы сменить тему, Галина Северьяновна показывает мне присланную из Болгарии к 200-летию Пушкина книгу.
- Наш друг поэт Георги Талев подарил мне свой перевод «Евгения Онегина». Он у нас был в Мичуринске. Жаль, что недавно ушёл из жизни.
А вот Галина Северьяновна достаёт с полки старую книгу. Видно, что у книги - многовековая история.
- Вы, кажется, хотели взглянуть на наш семейный раритет? Открываю обложку и вижу: «Еженедельные известия Вольного Экономического Общества» за 1788 г., отпечатанные в типографии Горного училища.
Книга эта досталась Олегу Всеволодовичу Кологривову (дяде Галины Усовой) от потомка старинного рода Тютчевых С.В. Тютчева, обитателя той же коммуналки, где жили Марина Евгеньевна и Наталья Евгеньевна Клименко, тёти Галины Усовой. На авантитуле книги две надписи. Одна от О.В. Кологривова: «Гале от всего сердца дарю дяди Серёжину (Тютчева) книгу - Олег. 8 апреля 1962 г.». Другую надпись оставила тётка матери Софья Павловна Вельяминова: «Сей труд Вольного Экономического Общества вручается в дар молодому специалисту Галине Северьяновне Усовой как символ связи настоящего с прошлым, как символ семейных уз, как символ будущих успехов от имени рода и потомков первого агронома Болотова». Под этими словами расписались сама Софья Павловна, М.Е. Клименко, Т.Е. Гуцко, С.Е. Клименко, его жена Н.Е. Клименко, жена А.В. Кологривова Н.Е. Кологривова.
Надпись поистине оказалась пророческой. Галина Северьяновна Усова не только стала специалистом. Высоко ставя ценность семейных уз нескольких родов: Пушкиных, Воронцовых-Вельяминовых и Болотовых, она выросла в известного учёного и педагога, наставника нескольких поколений студентов, плодоводов и агрономов.

Автор:Владимир Андреев