Лента новостей
Статья11 января 2014, 01:00

Доброжелатель краеведческого дела

А.Р. Монастырский (слева) и знаменитый партизан Великой Отечественной  войны П.Е. Кривоносов среди студентов литфака.
А.Р. Монастырский (слева) и знаменитый партизан Великой Отечественной войны П.Е. Кривоносов среди студентов литфака.

14 декабря 2013 г. исполнилось 95 лет со дня рождения замечательного литературоведа и педагога А.Р. Монастырского, одного из тех, кто создавал и упрочивал филологическую традицию в Мичуринске на протяжении 1949-78 годов во время работы на истфилфаке (позднее литфаке) Мичуринского государственного педагогического института. Несколько лет руководил историко-филологическим отделением, а в 1968-78 годах - кафедрой литературы. Более 10 лет возглавлял также и литературную группу при редакции газеты «Мичуринская правда», сохраняя и приумножая традиции, заложенные его предшественниками - писателем и литературоведом Н.К. Горбуновым, литературоведом Л.Г. Яковлевым.

Кто только из прозаиков и поэтов Мичуринска не пользовался его расположением, не беседовал с ним на филфаке или в редакции газеты, не ценил уют его дома, создаваемый женой Цецилией Семёновной, не обсуждал политические и литературные проблемы за долгим чаепитием в их квартире на ул. Интернациональной, дом 6, и в доме 81-а по Липецкому шоссе! Григорий Шифрин, Виктор Коcтрикин, Михаил Бойцов, Василий Кравченко, Виктор Мещеряков, Василий Попков, Владимир Мусатов, Валентина Матушкина, Евгений Ишутин, Борис Манаенков, Владимир Измайлов, Антонина Захарова, Людмила Душина, Надежда Ралдугина (Карабакциева), Ирина Рувинская и автор этих строк...
Большое личное обаяние, легендарное прошлое (участник Великой Отечественной войны), контрастное сочетание физической хрупкости и нравственной стойкости и смелости, принципиальности, невероятная открытость и благожелательность, желание помочь своим ученикам и коллегам, общительность, умение строить беседу на парадоксах, склонность к научному анализу фактов и поэтических текстов - вот неполный перечень чёрточек оставшегося в памяти навсегда благородного образа нашего Учителя.
Главный труд его жизни - создание трёхтомного исследования о советском поэте Демьяне Бедном, разгадка многих белых и чёрных пятен его биографии (в частности, Анатолий Рафаилович ввёл в научный оборот много неизвестных прежде документов из переписки Сталина с поэтом, прояснивших трагическое положение поэта во второй половине 1930-х годов). При этом его интересовали вопросы поэзии В.В. Маяковского и Н.А. Некрасова, лирическая миниатюра (собирал поэзию лирики и сатирическую поэзию), он автор театральных рецензий, воспоминаний о войне, статей о Л.Н. Толстом и других русских классиках.
Наш учитель родом из г. Бахмута (в советское время - Артёмовск) на Украине, учился и работал в г. Луганске-Ворошиловграде. Попав в Мичуринск с его богатыми художественными и литературными традициями, глубоко заинтересовался нашей историей и культурой, тем, что кратко называется «краеведение». Эта сторона жизни Анатолия Рафаиловича ещё не привлекала внимание мемуаристов, поэтому хотелось бы рассказать о нём как о «доброжелателе краеведческого дела» - так однажды назвал его знаменитый наш журналист и краевед Иван Степанович Никулин. Вот только некоторые линии литературно-краеведческих занятий нашего Учителя.
В его книге о Д. Бедном «Поэт революции» (Тамбов, 1963) есть краеведческая главка о приезде поэта под фамилией Глинский в с. Успеновку Козловского уезда во время проведения коллективизации в 1929 г. Разбирая его архив, я обнаружил школьную тетрадку, в которой были записаны воспоминания старожилов с. Успеновки об этом событии. В программе межвузовской конференции «Литературное краеведение», которая была организована кафедрой русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического института под руководством профессора В.Е. Тонкова 19-21 апреля 1965 года, среди докладов, запланированных на утреннее заседание 21 апреля, значится доклад А.Р. Монастырского «Тамбовские материалы в сатире Демьяна Бедного». Вот чем была дорога для него Успеновка, а ещё и тем, что там поселились его ученики - Анатолий и Анна Бодрых, будущая заслуженная учительница России. Любил приезжать в Успеновку и выступать перед школьниками. Анна Васильевна Бодрых по моей просьбе написала очень тёплые воспоминания об Учителе.
Анатолий Рафаилович собирал разнообразные материалы по тамбовской литературной истории. Нашёл в бумагах его архива две странички (бланки для писем с фотоснимком основного корпуса ЦГЛ им. Мичурина), заполненные почерком личного секретаря И.В. Мичурина кандидата сельскохозяйственных наук А.Н. Бахарева. На первом листке написано: «Личный секретарь И.В. Мичурина А.Н. Бахарев передал мне копию письма Демьяна Бедного к И.В. Мичурину:
«Глубокоуважаемый чудотворец!
Попрошу у Вас внимания относительно вот чего. Возымел я желание обзавестись садиком. Тем более что рядом семейство Горбунова-совнаркомовского начинает всю Московскую губернию «перемичуривать». Попытаюсь и я. Есть немец-садовод под боком. Может, что и выйдет, чему я буду крепко рад. Посылаю с письмом маленький заказ и самые лучшие пожелания.
С приветом, Демьян Бедный. 18 февраля 1925 г. Верно: А. Бахарев (подпись - В.А.) На втором листе (такой же бланк для писем от ЦГЛ):
«Развенчано святое бедняком
Демьяном-стихотворцем,
Никола признан чудаком,
Мичурин - чудотворцем.
Россия вышла на сей путь,
Её потребно «разнемчурить»,
Родные силы развернуть,
До корня «промичурить».

И.В. Мичурин. Ответ на письмо Демьяна Бедного в феврале 1925 г. А. Бахарев (подпись).
Но, оказывается, А.Р. Монастырский был не только исследователем, он стоял у истоков мощных краеведческих традиций в нашем городе. Кто основал музей А.М. Герасимова? Идею о создании картинной галереи его имени ещё при жизни художника в конце 1940-х годов высказывал замечательный гражданин Мичуринска В.К. Дрокин, журналист, художник и искусствовед. Полотна А.М. Герасимова собирал в фондах краеведческого музея другой энтузиаст - директор музея А.В. Парамонов. Инициатором и организатором нынешнего Музея-усадьбы А.М. Герасимова в середине 1970-х годов была удивительная женщина и музейщик от Бога А.К. Кулакова, которая в 1970-е годы руководила Тамбовской областной картинной галереей, а в 1980-е годы создавала Дом-музей Г.В. Чичерина. Непосредственно тяжёлую ношу собирания раритетов для будущего музея приняла на себя Т.И. Воронова - первый директор музея. У подножия Музея-усадьбы А.М. Герасимова стояли ещё Н.Л. Иванов, И.С. Никулин, А.Р. Монастырский, о роли которых почти и не говорят.
Вот передо мной письмо известного побудителя разных общественных акций майора в отставке, хранителя архива И.К. Голикова Н.Л. Иванова, уроженца Мичуринска, с 30-х годов жившего в Воронеже и оттуда постоянно приезжавшего в родной город для продвижения своих разнообразных инициатив.
«Многоуважаемый Анатолий Рафаилович!
После нашей встречи 27 сентября с.г. (надо: 27 августа - В.А.) был на заседании в краеведческом музее, на котором вопрос о доме А.М. Герасимова не рассматривался.
Вашу прекрасную инициативу написать и послать открытое письмо в газету «Тамбовская правда» сообщил И.С. Никулину и А.В. Платицину. Они её вполне разделяют, приветствуют и благодарят Вас за согласие составить текст такого обращения.
Думаю, Вы согласитесь, да и наши друзья не будут возражать, в первую очередь считать необходимым на фасаде дома народного художника СССР А.М. Герасимова учредить мемориальную доску. Наличие её уже будет о многом говорить.
Покойная сестра Александра Михайловича Герасимова верхнюю часть дома по завещанию передала своей бывшей прислуге, которая у них прослужила 40 лет и в этом доме считалась близким человеком. Нижняя же часть дома по завещанию отошла родственникам.
Таким образом, дом-то как интересный памятник истории и культуры принадлежит частным лицам, и они, видимо, не будут удовлетворены одним предоставлением им новой и удобной жилплощади, попросят ещё какую-то сумму... И тем не менее надо ходатайствовать о создании вверху дома мемориальной комнаты, сделав её филиалом краеведческого музея, а бывшую домработницу, уважаемую Дарью Митрофановну, считать хранительницей, ввести её в штат служащих музея, установив на общих основаниях ежемесячную оплату. Наши товарищи полагают, что она с таким условием согласится и остаток своей жизни посвятит ещё большей охране дорогого ей дома и имущества в нём. Для посещений филиала следует установить дни и часы, а объяснения посетителям о жизни и творчестве народного художника должен давать научный сотрудник музея.
На первое время в созданной мемориальной комнате будет экспонироваться сохранившаяся мебель, которая, помимо той ценности, что принадлежала семье Герасимовых, дорога ещё и тем, что отражает интересы и нравы людей прошлого столетия, является музейной редкостью. В доме А.М. Герасимова сохранились некоторые его произведения - портрет матери, другие картины. Кроме этого, краеведческий музей может пополнить фонды своего филиала.
После создания мемориальной комнаты надо делать всё нужное для перевода Мичуринской школы живописи в нижний этаж дома А.М. Герасимова (Ваше тоже мнение), восстановления мастерской художника, террасы, сада, прежних надворных построек, всё привести в первоначальный вид. В этом большом и благородном деле в какой-то степени (если не в самой большой) помогут своевременно сделанные А.В. Платициным фотоснимки, его ценная и горячая консультация с участием и других краеведов, искусствоведов.
Попрошу И.С. Никулина и А.В. Платицина оказать Вам помощь в оформлении подписей под письмом, которое должны подписать заслуженные и авторитетные люди г. Мичуринска. После появления письма в печати также попрошу А.В. Платицина познакомить с его текстом выдающихся мастеров кисти.
Желаю Вам здоровья, больших успехов в Вашей трудной, но и почётной работе, творчества, благополучия. Супруге прошу передать привет с самыми лучшими пожеланиями.
Извините за беспокойство. С глубоким уважением, Н.Л. Иванов. Воронеж, 6 сентября 1970 года».
Письмо разъясняет многие вопросы по истории создания Дома А.М. Герасимова.
Вспоминая нашего замечательного Учителя Анатолия Рафаиловича Монастырского, хочется сказать, что следы его работы в Мичуринске видны невооружённым глазом: работает Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, о создании которого мечтали А.Р. Монастырский и его единомышленники, плодотворно трудятся мичуринские литераторы, ежегодно выходят авторские книги и альманахи. Филологическая традиция, к созиданию которой Анатолий Рафаилович приложил свой интеллект и духовные силы, даёт интересные плоды: кандидатские и докторские работы, монографии, учебные пособия, справочники его учеников и их последователей.

Автор:Владимир Андреев