Дорожный груз

10 августа 2012, 23:00 3154

Есть немало причин, по которым разрушаются наши дороги. Мы можем сколько угодно ругать плохих подрядчиков и требовать призвать их к ответу. Пожалуй, в большинстве случаев это будет справедливо. Но есть и другие причины. Речь идёт о возросшем в разы транспортном потоке. Дороги, построенные
десятилетия назад, не были рассчитаны на столь большую нагрузку. И основная "тяжесть" приходится на большегрузные автомобили, которые идут транзитом через Тамбовскую область. Сегодня большая часть грузов перевозится на автомобильном транспорте. В 2011 году грузооборот на автотранспорте вырос
на 15%, а объём перевозок увеличился на 11%. Для сравнения: рост железнодорожных перевозок не превысил и 4%. По федеральным автомагистралям разрешено движение автопоездов с осевой нагрузкой до 11,5 т. Такие параметры позволяют беспрепятственно осуществлять грузоперевозки современным автотранспортом. Однако, по официальной статистике, около 30% фур на федеральных дорогах двигаются с перегрузом, оказывая разрушительное воздействие на дорожную сеть. В период весенних ограничений многие грузоперевозчики заключают договоры с поставщиками продуктов питания, горючего или удобрений и перевозят грузы под видом продукции первой необходимости.Решить эту проблему могут посты весового контроля, с помощью которых можно определить, есть ли перегруз. Как обстоят с этим дела в Тамбовской области - тема нашей сегодняшней публикации.

Время взвеситься

Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов должны осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, а также требованиями, указаными в специальном разрешении на перевозку груза. Если вес превышает допустимые нормы, с владельцев или собственников транспортных средств, перевозящих тяжеловес по сети автомобильных дорог, взимается плата за ущерб, нанесённый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами. Для осуществления весового и габаритного контроля были в своё время созданы посты весового контроля.  Они устанавливаются на федеральных трассах, а также на дорогах регионального и муниципального значения.
 Контроль за весовыми параметрами происходит следующим образом. Сотрудником ГИБДД с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения останавливается транспортное средство и проверяется наличие документов. Затем автомобиль проезжает по весовому оборудованию, где транспортное средство взвешивается, весы фиксируют полную массу и осевую массу на каждую ось транспортного средства.
 В случае, если устанавливаются расхождения весовых параметров транспортных средств с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также если устанавливается несоблюдение маршрута, указанного в специальном разрешении, с фактическим маршрутом следования транспортного средства, нарушение срока действия специального разрешения, составляется акт и направляется в территориальное подразделение ГИБДД для принятия мер в соответствии с Федеральным законом №195-ФЗ-2001 г. "Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях."
В Тамбовской области пока два поста весового контроля. Один - стационарный, расположенный в Первомайском районе, а второй - передвижной. И, хотя их всего два, пользы от них немало.
- Посты очень важны, - комментирует Сергей Кузьмин, начальник отдела сохранности автомобильных дорог и организации дорожной деятельности ТОГКУ "Тамбовавтодор". - Конечно, в идеале нужны стационарные посты, но это очень дорогое удовольствие. В скором времени в нашем регионе появится ещё один передвижной пост. Сейчас объявлены торги на его приобретение. По примерным оценкам, его стоимость может составлять от 1,6 миллиона рублей. Деньги на покупку передвижного поста весового контроля выделены из средств дорожного фонда.

Лишние килограммы? Плати!

- В прошлом году было зафиксировано 210 нарушений, связанных с перевозкой большегрузов. А в 2012 году таких нарушений зарегистрировано 116, - говорит инспектор отделения пропаганды Управления ГИБДД по Тамбовской области Илья Разинин. - Достаточно высокое количество нарушений связано напрямую с увеличением транспортного потока. Это одна из причин, сопутствующая росту количества ДТП.
Стоит отметить, что штрафы за нарушения правил перевозки крупногабаритных автомобилей для юридических лиц доходят до 500 тысяч рублей. Для водителей это также чревато лишением прав на управление транспортом. Но взыскать штрафы, по словам специалистов "Тамбовавтодора" не так-то просто: выплата таких больших сумм, как правило, происходит через суд.
-  Также, - отмечает Сергей Кузьмин, - если выявляются расхождения весовых параметров транспортных средств с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также если подтверждается несоблюдение маршрута, указанного в специальном разрешении, с фактическим маршрутом следования, транспортное средство задерживается до устранения причин,  перевозчик должен заплатить за пройденный путь, далее необходимо оформить специальное разрешение. Эта процедура займёт определённое время. Соответственно груз будет либо находиться на штрафстоянке, либо его перевезёт другой водитель, у которого специальное разрешение есть.
Для того чтобы выявить недобросовестных перевозчиков, без постов весового контроля не обойтись. Конечно, чем их будет больше, тем лучше. Однако уже сам факт их наличия сказывается благоприятно.
- Информация о том, что на той или иной дороге стоит пост весового контроля, распространяется среди водителей очень быстро. Были случаи, когда после установки поста на одной из трасс на следующей день по ней не проехало ни одной фуры. Но наша цель не в том, чтобы запретить перевозку через область большегрузов, а в том, чтобы перевозчик соблюдал правила, - подчёркивает заместитель управления транспорта и автомобильных дорог Игорь Эдель.
В целом, как отмечают в "Тамбовавтодоре",  добросовестных перевозчиков не так уж и мало. В этом году разрешений на перевозку крупногабаритных грузов по территории Тамбовской области уже выдано больше, чем в прошлом.
Новый пост весового контроля начнет работать в сентябре. Но, как говорят "дорожники", это пока начало. В планах - приобретение ещё одного передвижного поста, а через год-два вполне возможно, что появится и стационарный. 

КСТАТИ

Рост объёмов продаж среднетоннажных грузовиков в прошлом году составил 22%. Тяжёлых грузовиков массой от 16 т было продано на 64% больше. За последние пять лет парк грузовых автопоездов вырос на 60%. В его основе - современная техника массой до 40 т и с нагрузками на оси от 6,5 до 11 т.

КСТАТИ

Сегодня на федеральных автодорогах работает более 50 стационарных пунктов весового контроля. Для сравнения: в США 15 тыс. постов весового контроля.
Чтобы исключить коррупцию на дорогах, в России в качестве пилотного проекта начали применять новые технологии, а именно бесконтактный весовой контроль, когда взвешивание и видеофиксация осуществляются в автоматическом режиме. Данная технология практикуется за рубежом. Но удовольствие это очень дорогое: стоимость одного поста автоматической видеофиксации весового контроля для двухполосной дороги составляет 15-18 млн. руб.