Лента новостей
Статья4 августа 2015, 23:07

Дважды ветеран

Серьёзным испытанием физических и моральных сил стали для Софьи Григорьевны Поляковой годы Великой Отечественной войны.

С.Г. Полякова. Фото из архива С.Г. Поляковой.
С.Г. Полякова. Фото из архива С.Г. Поляковой.

23 апреля ветерану труда, труженице тыла исполнилось 86 лет. Несмотря на преклонный возраст, она обладает прекрасной памятью, в чём мы убедились, побывав у неё в гостях, - в квартире с печным отоплением и «удобствами» во дворе, расположенной в полуподвале старинного дома купца Борзых на улице Интернациональной.

Родилась Софья Григорьевна 23 апреля 1929 года в селе Песчаное Юрловского (ныне Петровского) района в крестьянской семье. У Григория Ивановича и Ксении Васильевны Смирновых было пятеро детей, Софья - старшая. Училась она до четвёртого класса в сельской школе, которую посещали не только жители Песчаного, но и соседних деревень. В четвёртый класс пошла уже в Мичуринске, куда семья перебралась в 1939 году и жила на съёмной квартире. На второй день после объявления войны главу семейства, которому тогда исполнилось 34 года, призвали на фронт.
Рассказывая о жизни в первые годы войны, Софья Григорьевна вспомнила, как выстаивала длинные очереди за хлебом, который выдавался по карточкам в магазине на улице Тамбовской. Семья из шести человек получала 2 кг 400 граммов продукта в день. Как-то пять дней подряд ровно в 11 часов в небе над городом появлялись три немецких самолёта. Они разбрасывали листовки пропагандистского характера. В 1942 году, участились налёты вражеской авиации на станцию Кочетовка, и семья Смирновых в целях безопасности вернулась в родное Песчаное. К тому времени Софье исполнилось 13 лет, и она сразу же включилась в колхозные работы. Подвозила на быках (все лошади использовались на фронте как тягловая сила) корма для скота, пропалывала от сорняков посевы проса, картофельные грядки, заготавливала сено. «Когда деревенским ребятам исполнялось 18 лет, их забирали в армию, - рассказала С.Г. Полякова. - Но с войны почти никто из них не вернулся».
В 15 лет героиня нашего рассказа перебралась в Мичуринск к тёте Евфимии Ивановне и бабушке Варваре Николаевне. Они жили по соседству с мясокомбинатом, что определило выбор девушки: она поступила учиться в фабрично-заводское училище при предприятии. Вместе с другими девушками и юношами (всего 60 человек) Софью сразу же направили на работы в Хоботово. Там они пропалывали посевы проса и пшеницы, сажали картофель на колхозных полях, потом убирали его и сушили. «Процедура была такая, - рассказывает Софья Григорьевна. - Сначала картошку слегка отваривали в котлах для того, чтобы легче снималась шкурка, ведь если её чистить сырую, получается много отходов. Уже очищенную её нарезали на ломтики, раскладывали их на решётчатые противни, которые ставили в печь. Высушенный картофель клали в рогожные мешки и отправляли на фронт. Работа выполнялась круглосуточно в две смены по 12 часов каждая». Жили будущие специалисты по переработке мяса в бараках, спали на соломе, укрывались привезёнными с собой одеялами. Но главное неудобство было в том, что сильно докучали вши. И так продолжалось до зимы.
Выполнив порученное задание, фэзэушники отправились пешком на станцию. Ощущение холода усугублялось отсутствием тёплой одежды, на ногах - домашние тапочки, на плечи накинуты всё те же одеяла, которыми укрывались во время сна. Когда через час добрались до станции, узнали, что пригородный поезд на Мичуринск будет не скоро. Но тут прибыл товарный, и старший группы Максим Фёдорович упросил машиниста довезти ребят до Мичуринска на платформе. Чтобы не замёрзнуть окончательно, сидели на корточках, тесно прижавшись друг к другу. Добирались с ветерком два часа, и, что удивительно, никто после этого не заболел.
Прибыв в город, Софья сразу же пошла к бабушке. Там её искупали, накормили, уложили спать в уютную тёплую постель. А в общежитии, где проживали учащиеся, было холодно и неуютно. Всю зиму молодые люди изучали микробиологию, анатомию животных, другие специальные дисциплины. После обеда проходили практику в производственных цехах. Учебный процесс нередко прерывался, когда требовалась рабочая сила. Чаще всего приходилось очищать от снега железнодорожные пути на станции Хоботово. В конце апреля в фзу состоялся выпуск, а через несколько дней закончилась война и пришла долгожданная победа. Софья Григорьевна хорошо помнит, как радовался народ: повсюду пляски, песни, веселье. Выпускников направили на работу в разные уголки Советского Союза, а Софья Григорьевна вернулась в родное село. К тому времени её отец пришёл с фронта, и семья воссоединилась. Все занялись сельским трудом в колхозе.
В 1949 году Смирновы вновь перебрались в Мичуринск. Сначала скитались по чужим углам, потом домоуправление предоставило им квартиру, которая упоминалась в начале нашего повествования. Бывший хозяин дома использовал это помещение для хозяйственных нужд. В коридоре сохранились сводчатые потолки, к ним прикреплены массивные стальные кольца, на которых висели в старые времена туши животных. В 1954-1956 годах в результате капитального ремонта жилое помещение поднялось над подвалом. Софья Григорьевна непродолжительное время работала оверловщицей в цехе по пошиву мужских маек-безрукавок, токарем на заводе «Прогресс», потом 30 лет до выхода на пенсию - рабочей в мясожировом цехе мясокомбината. Она несколько раз ездила в Одессу сдавать животный жир, произведённый на мясокомбинате, для отправки пароходом на братскую Кубу.
Софья Григорьевна воспитала троих детей. Сын Владимир Николаевич 30 лет отработал слесарем-сборщиком на заводе «Прогресс», дочери Людмила Николаевна Лопашинова и Галина Николаевна Сорокина в детстве занимались спортивной гимнастикой, став взрослыми, работали тренерами по этому виду спорта. Внук Сергей участвовал в первой чеченской кампании, сейчас работает водителем. Несмотря на солидный возраст, Софья Григорьевна не прочь поработать на земле. А ещё она обожает комнатные цветы, в квартире их великое множество. Они придают пожилой женщине силы и уверенность в завтрашнем дне.

Автор:Владимир Кужелев