Купить участок, произвести самовольное строительство, а затем обратиться к риэлтору и с его помощью через суд признать не согласованное по федеральному законодательству строение имеющим право на существование, оформив его, как положено, в БТИ и регпалате, - такая порочная практика сложилась во многих регионах страны, наш не исключение. Между тем она несёт в себе большие опасности. Здания, возведённые по сомнительным проектам из несертифицированных материалов с нарушением технологии низкоквалифицированными специалистами, могут в любой момент разрушиться.Администрация Мичуринска объявила войну тем, кто привык искать обходные пути, и в большинстве случаев выигрывает её. О противостоянии городских властей и самозастройщиков рассказал начальник управления строительства и архитектуры Александр Иванович Шнайдер.
"Я работаю в управлении с 2010 года. К этому времени назрела необходимость его реорганизации. Учитывая огромный объём работы, включающий утверждение строительства перепланировок, реконструкций, перевод жилья в нежилой фонд и многое другое, пятерым сотрудникам оказалось не под силу справиться с ним. Тогда штат расширили до 14 человек и создали три специализированных отдела: один занимается архитектурной политикой, другой - строительной, третий - информационной, попутно наладили внутренний учёт. Теперь разрешение на строительство оформляется за десять дней. Но есть одно "но". Документация должна быть в полном соответствии с Градостроительным кодексом. В противном случае мы возвращаем её на доработку. И это вовсе не бюрократические препоны, как думают некоторые, а элементарное требование безопасности. Если в проекте есть ошибки, объект может нести угрозу жизни граждан.
Эффективность нового подхода подтвердилась на практике: по сравнению с 2009 годом количество предоставленных населению услуг возросло в пять раз. Вместе с тем заметно убавилось число застройщиков-нарушителей.
Но отдельные граждане всё-таки не хотят мириться с необходимостью соблюдать закон, за что и расплачиваются сполна. Среди последних решений суда по фактам незаконного строительства - предписания о сносе палатки на улице Достоевского, гаража на улице Кооперативной в Донском и перепрофилировании магазина "Гейзер" на Интернациональной.
На два года затянулась история с балконом на угловом доме по улицам Коммунистической и Советской. Три экспертизы пришлось проделать для того, чтобы выявить нарушения при проектировании и возведении застеклённого балкона и признать его демонтаж безопасным для здания в целом. Ожидаем, что суд, назначенный на конец августа, поставит последнюю точку в этом деле. Тогда мы сможем предоставить читателям исчерпывающую информацию по нему.
С магазином "Гейзер" тоже ситуация не из лёгких. Частный предприниматель А.М. Плугина приобрела участок земли и вознамерилась по документам возвести на нём хозпостройку, а именно, оранжерею. Но вместо неё перед взорами горожан предстал двухэтажный торговый центр, продающий газовое оборудование. Постоянно действующая комиссия засвидетельствовала на месте факт нецелевого использования строения. Выяснилось, что инженерные коммуникации, энерго- и газоснабжение не соответствуют нормативам. Реакции от застройщика не последовало, дело дошло до суда. Мы его выиграли, но судебные приставы всячески затягивают исполнение решения. А тем временем тот же застройщик, чувствуя свою безнаказанность, по той же схеме открыл на улице Лаврова магазин "Свет". На приобретённом земельном участке должны были быть построены три гаража, но вместо них выросло торговое предприятие. Не имея утверждённого проекта, оно тем не менее прошло оформление через БТИ и регистрационную палату и формально имеет вид законной постройки. Но это не так. По нему также направлен иск в суд.
Всякий раз, когда дело доходит до стадии исполнения судебного решения, возникают проблемы. Судебные приставы ссылаются на всевозможные трудности, отсутствие финансирования. Приходится подключать областные структуры. Так, нами были направлены в Тамбов письменные требования об исполнении Федерального закона о судебных приставах. В прокуратуре города прошло заседание с участием судебных приставов. Лишь после этого дело возымело успех.
Теперь наша цель - сделать работу управления архитектуры и строительства прозрачной, чтобы граждане поняли: нарушать закон себе дороже. Неотвратимость наказания послужит мощным сдерживающим фактором при попытке незаконного строительства".