Лента новостей
Статья1 июня 2013, 01:00

Платить или не платить, вот в чём вопрос

Всё новое, как правило, в народе вызывает опасения. Ряд подозрений вызвал и вступающий в силу с 1 сентября 2013 года новый закон «Об образовании». Из уст в уста поползли упорные слухи о том, что теперь за учёбу в школе родителям придётся хорошенько раскошелиться. Дабы подтвердить или опровергнуть это мнение, мы встретились с начальником отдела надзора управления образования и науки Тамбовской области Т.П. Котельниковой.

«Закон чётко определяет, что общее образование у нас бесплатное. И ни предметы, ни количество часов сокращены не будут, - подчеркнула Татьяна Петровна. - Многие люди просто путают два понятия: «платное образование» и «дополнительные платные образовательные услуги». Отсюда и рождаются ошибочные толки. Между тем гарантом бесплатного образования выступает Госстандарт. Так, в старшей школе образовательный стандарт устанавливает девять предметов на базовом уровне плюс три-четыре по выбору ребёнка в зависимости от избранного им профиля. В начальной школе за счёт средств бюджета будут преподаваться десять обязательных предметов. Это соответствует сегодняшней ситуации. Бесплатность гарантирует и то, что целевые средства на реализацию стандарта выделяются из областного бюджета. Их объём не может быть уменьшен либо направлен на иные, чем обучение, цели.
Перед школой действительно поставлены задачи развивать платные образовательные услуги, что повлечёт за собой дополнительное увеличение заработной платы педагогических работников. А главное, развитие таких услуг будет способствовать выводу из тени распространившегося сегодня репетиторства. Несколько лет назад перед школой главой администрации области была поставлена задача прекратить незаконные поборы, чётко регламентировать вопрос добровольности и учёта родительских средств, добиться того, чтобы каждая копейка, вложенная в школу, принесла ощутимую пользу ребёнку».
По мнению Т.П. Котельниковой, репетиторство в последние годы вошло в моду. «Совершенно непонятно, зачем нужен репетитор, например, по подготовке домашнего задания, - говорит она. - Ученик начальных классов учится у Марьи Ивановны, а дома занимается с Марьей Петровной. Каждый педагог предъявляет при выполнении того или иного задания свои требования. В результате ничего, кроме путаницы, в голове ребёнка не происходит. Конечно, есть и объективные причины, по которым ученик прибегает к услугам репетитора. Это прежде всего подготовка к поступлению в серьёзный вуз. В остальных же случаях не иначе, как веянием моды, подобную тенденцию не назовёшь. Многие папы и мамы просто не хотят излишне напрягаться, вникать в учебную деятельность своих детей. Им легче отдать кому-либо энную сумму денег и, выражаясь современным сленгом, не напрягаться.
Что же касается платных услуг, то никто не может заставить родителей платить за образовательные услуги, в которых их ребёнок не нуждается. Коли в услугах нет необходимости, то следует от них отказаться. Ведь если человек приходит в магазин и продавец диктует ему: «Купите это платье», а оно не подходит, то покупатель говорит: «Нет». Подобной принципиальной позиции следует придерживаться во всём».
Также необходимо уяснить, что учебное заведение имеет право оказывать платные образовательные услуги только за пределами финансируемого из бюджета государственного образовательного стандарта. Так, если ученик изучает английский язык и желает освоить ещё и немецкий, то за прохождение последнего в школе ему предложат заплатить.
«В ходе проверок мы тщательно анализируем именно содержание и качество платных образовательных услуг, - сообщает начальник отдела надзора управления образования и науки Тамбовской области и замечает. - Не всегда оцениваем их состояние как удовлетворительное. В нашей практике школы уже привлекались к административной ответственности за нарушение правил оказания платных образовательных услуг. Например, в 10-11 классах одной из школ города вёлся курс «Программирование в информатике», содержание которого полностью дублировало школьный курс. Такая ситуация недопустима. Избежать нарушений при оказании платных услуг поможет общественный родительский контроль. По нашему мнению, школьный управляющий совет должен занять активную позицию не только по согласованию основной образовательной программы и учебного плана, как это происходит сейчас. Надо, чтобы управляющие советы участвовали в формировании и согласовании перечня платных услуг».
В нашем городе стоимость каждой образовательной услуги будет устанавливать не учебное заведение, а городская комиссия по тарифам. По приблизительным подсчётам, одно дополнительное занятие в среднем будет обходиться от 50 до 70 рублей. Это значительно дешевле услуг репетитора. Что же касается того, нужна ученикам та или иная образовательная услуга или нет, то здесь право оценивать все «за» и «против» предоставляется исключительно родителям и их детям. И диктовать им это никто не может.

Когда возможностей становится больше

С вступлением в силу в нашей стране нового закона у детей и их родителей появились новые дополнительные возможности, среди которых выбор не только учебного заведения, но и предметов в различных школах. Закон расширяет возможности и для реализации уникальных образовательных программ. В нём впервые учтены особенности обучения интеллектуально одарённых школьников, талантливых ребят в области спорта, искусства. И здесь немалая роль отведена дополнительному образованию. Кроме того, снимаются все правовые и административные барьеры по осуществлению в школах совместного обучения здоровых ребят с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В законе также определены права родителей. К традиционному праву на выбор школы, формы получения образования добавлено право на выбор языка обучения, учебных предметов, ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также право на участие в управлении школой.

Кстати

Новый образовательный стандарт принципиально отличается от стандарта, введённого в школе в 2004 году. Старый детально описывал содержание, то есть определял темы, разделы, которые должны быть пройдены по каждому предмету. На сотнях страниц перечислялось, какие термины, формулы, даты должен знать выпускник школы. В стандарте нового поколения чётко обозначены требования не только к предметным результатам, но и межпредметным и личностным. Новые стандарты призваны поменять концепцию школьного образования. Процесс обучения в школе должен представлять собой теперь не просто передачу знаний от учителя к ученику, а освоение школьниками технологий, которые позволят ему самостоятельно участвовать в проектах, выполнять различные роли. Достоинством стандарта является то, что он выделяет важнейшие приоритеты в воспитании и развитии детей: духовно-нравственное воспитание, здоровье и безопасность детей, интеллектуальное и творческое развитие.

Тем временем

Разработан проект нового закона области «Об образовании в Тамбовской области». Проект размещён на официальном сайте управления образования и науки области (http://obraz.tambov.gov.ru) для общественного обсуждения. Он отличается от действующего закона и не дублирует те нормы, которые уже определены в федеральном законе. Акценты здесь поставлены на определение правовых, организационных, экономических особенностей развития региональной системы образования, установление дополнительных мер поддержки педагогических работников и обучающихся. Специалисты областного управления образования рассчитывают, что в каждой школе будут организованы обсуждения областного закона и выработаны предложения по его доработке.

Автор:Юлия Голышкина