Лента новостей
Статья17 июля 2013, 13:45

Современный специалист-аграрий, кто он?

Александр Николаевич Квочкин
Александр Николаевич Квочкин
Предстоящая приёмная кампания в один из старейших вузов страны стала поводом для нашей встречи с ректором Мичуринского государственного аграрного университета (МичГАУ), профессором, кандидатом экономических наук Александром Квочкиным. Разговор касался основной задачи, стоящей перед учебным заведением, - подготовки современных специалистов для отечественного АПК.

- Александр Николаевич, вы работаете в стенах Мичуринского аграрного университета с 1991 года. На ваш взгляд, что приобрел один из ведущих аграрных вузов страны и что потерял за эти годы?

- Это время было непростым для всей российской высшей школы. Тем не менее, несмотря на насыщенность событиями, оно стало скорее созидательным для нашего вуза, имеющего давние и славные традиции. Мы обрели новый статус: институт стал университетом. И это не просто формальная смена вывески. Перемены произошли серьёзные. Судите сами: в начале 90-х на наших кафедрах было три доктора наук, сегодня их более 30. Ранее здесь велась подготовка по пяти специальностям, теперь 22 направления только на бакалавриате. Есть ещё 11 направлений магистратуры, более двух десятков в аспирантуре и докторантуре (открывшейся в начале 2000-х годов). Появились новые специальности, такие как ландшафтный дизайн, землеустройство, хранение и переработка сельхозпродукции . Расширился диапазон научно-исследовательских работ. Мы принимаем участие в создании больших региональных проектов, в том числе и формировании Тамбовского биоэкономического кластера, связанного с развитием современных технологий производства и переработки зерновых культур. Кстати говоря, вся современная мировая экономика формируется по кластерному типу – например, на основе одной сырьевой базы объединяются несколько юридически и функционально самостоятельных предприятий, целью которых является выпуск конкурентоспособного продукта. В нашем случае – это полный цикл производства качественной сельхозпродукции: выведение сорта, выращивание, хранение, переработка, упаковка, доведение до конечного потребителя продуктов питания высокого качества, создание условий для успешного функционирования такой цепочки.

- Что произошло с системой высшего сельскохозяйственного образования за последние 10 лет?

- На примере МичГАУ могу сказать, что здесь много позитивных оценок, но встречаются и негативные. Должен заметить, что в российские вузы сегодня приходит много молодых людей, которые имеют более слабую подготовку, чем в 70–80 годы прошлого века. Вместе с тем, бесспорен факт, что современный студент имеет гораздо большие возможности в плане интеграции в мировую систему обучения: он может выезжать на обучение и прохождение стажировок в любые зарубежные университеты. Кстати, в этом году исполнится 20 лет нашего сотрудничества с Высшей школой прикладных наук «Анхальт» (Германия). Сегодняшний студент лишен тягот того идеологического груза, который был присущ советскому образованию. Существенно поменялась материально-техническая база нашего вуза.

- Одна из отличительных черт советского образования - его фундаментальность. Применительно ли это слово к его сегодняшней оценке?

- За эти годы кардинально поменялась вся система высшего образования в стране. Раньше у вуза была одна задача – подготовить специалиста. И то, справедливости ради, хочу напомнить, что любой, самый успешный выпускник советского института, потом годами шлифовал свои знания на производстве. Сегодня эта подготовка имеет два уровня: бакалавриат (первоначальная ступень высшего образования) и магистратура (следующая после бакалавриата ступень, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению). Если говорить о бакалавриате, то на этом уровне даются основные знания по выбранному направлению подготовки. Дальнейшее образование требует дополнительной расширенной и углублённой подготовки, стажировок и т.д. И такие возможности уже реализуются в рамках магистратуры, которая отличается фундаментальностью и возможностью выбора специализации.

- Сегодня, согласно статистическим данным, не более 15 % российских вузов дают образование, полностью востребованное на производстве...

- Здесь вопрос в другом, и я бы несколько иначе сформулировал саму проблему. Число молодых людей, стремящихся сегодня получить высшее образование, постоянно растет. И это хорошо, только есть одно «но»: доступность получения высшего образования на протяжении нескольких лет девальвирует его ценность в связи с тем, что многим оно необходимо просто как статус, а ни как условие для формирования карьеры в избранной отрасли. А вот теперь вопрос: нужны ли стране такие специалисты с университетскими дипломами? Стереотипное восприятие действительности и устойчивый миф, что только с подобным документом можно состояться в жизни, способствуют тому, что значительная часть выпускников школ желает учиться в университетах, не совсем понимая, кем они будут после его окончания, и самое главное — чем им придется заниматься в дальнейшем. В годы СССР количество специалистов определял Госплан, и здесь не всё было безукоризненно и гладко. Это отдельная тема. Теперь потребность в специалистах пытается диктовать рынок. Но пока это выглядит не очень убедительно. Скорее при выборе вуза и факультета в большей степени главная роль принадлежит не требованиям работодателей, а подсказкам родителей или каким-то личным предпочтениям абитуриентов. Зачастую реалии действительности не совпадают с представлениями будущих студентов о своей работе. Есть престижные профессии, но при этом не везде или не всегда востребованные в обычной жизни. В настоящее время происходят заметные перемены в этом плане, но они не могут быть быстрыми.

- Совсем скоро много человек с дипломами МичГАУ покинут свою alma mater. Для кого Вы готовите кадры?

- Наш главный заказчик – Министерство сельского хозяйства РФ. Кроме этого у нас существует и целевой приём – система подготовки кадров по заявкам предприятий. У таких студентов (в нашем вузе их около 50%) существует договор с будущим работодателем, они точно знают, что после обучения в университете на производстве их ждет должность, соответствующая уровню образования. Оставшаяся часть ищет работу самостоятельно.

- А в университете обсуждаются со студентами вопросы, например, что сегодняшнее самостоятельное трудоустройство – тоже своего рода экзамен, причем не всегда успешно сданный и пересдач может быть множество…

- Конечно! Более того, учитывая это, в нашем университете четыре года назад была создана специальная служба – Центр прогнозирования рынка труда и содействия трудоустройству. Его сотрудники ведут регулярный мониторинг спроса и предложения на специалистов аграрного профиля, проводят массовые мероприятия: ярмарки вакансий, встречи с работодателями и ведущими специалистами в области АПК, организуют занятия в условиях производства, дни карьеры, мастер- классы и семинары, нацеленные на будущее трудоустройство выпускников по специальности. При этом созданная служба имеет массив данных по выпускникам прошлых лет, мы пытаемся отслеживать их карьерный рост и предлагаем возможности для профессионального развития. Центр - своего рода кадровое агентство, которое постоянно следит за рынком труда, имеет прямые контакты с предприятиями и получает свежую информацию об имеющихся вакансиях. Нередко сами работодатели, представители кадровых служб предприятий крупного бизнеса, выходят на эту службу с просьбой подобрать им специалистов в той или иной области.

- Как в прошлом году прошёл приём? Какие факультеты были более интересны абитуриентам?

- Мы приняли почти 1200 человек. Это большая цифра. Наиболее востребованными были и остаются специальности экономического факультета. Здесь высокий проходной бал (более 200). Интересны сегодняшним выпускникам профессии, связанные с технологиями переработки сельскохозяйственной продукции, коммерческой деятельностью, ландшафтным дизайном, землеустройством. Менее популярно среди абитуриентов направление «Зоотехния», и зря, ведь сегодня на территории Тамбовской области такие специалисты очень востребованы, а что будет завтра, когда построят еще несколько десятков животноводческих комплексов? Напомню, что у руководства области очень амбициозная задача в этой отрасли – довести объемы производства мяса разных видов сельскохозяйственных животных и птицы в живой массе до 1 млн. тонн.

- Сотрудничает ли университет с крупными компаниями? Какие задачи ставят сегодня перед МичГАУ работодатели?

- Да. Это одна из наиболее эффективных форм получения знаний студентами, особенно практических. Примеры такого взаимодействия – производственные площадки ОАО «Агроинвест», ООО «Зеленая Долина» и другие. Мы ощущаем их заинтересованность в подготовке будущих специалистов в аудиториях нашего вуза. Студенты проходят практику на базе этих и других предприятий. Это очень важный момент и для университета, и для самих студентов, ведь они видят то, с чем им придется столкнуться на производстве после окончания учёбы. Это полезно в рамках организации нашего учебного процесса, поскольку помогает нам быть в курсе современных технологий и организации производства. С учётом подобных стажировок мы меняем что-то в своих учебных планах и совершенствуем свою работу.

- Каков сегодня, на ваш взгляд, социально-психологический портрет студента МичГАУ?

- В большинстве своём- это молодёжь, имеющая небольшой жизненный опыт, но при этом достаточно креативная и имеющая жёсткую мотивацию к обучению. У нас создано 16 малых предприятий с участием наших студентов, аспирантов и сотрудников. При этом их учеба в институте не ограничивается только занятиями. В университете насыщенная событиями общественная жизнь: студотряды, КВН, капустники, спортивные мероприятия – это тоже всегда было и остаётся, наверное, наиболее яркими воспоминаниями любого студента после окончания учёбы. Наши ребята регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах международного и всероссийского уровней по вокалу, хореографии, сценическому мастерству. Сегодня концертные программы художественной самодеятельности проходят в вузе на очень высоком уровне, студенты постоянно выезжают с концертными программами в районы нашей области и за её пределы.

- Вам удается общаться с людьми, которые состоялись как специалисты после окончания вуза?

- Да. В университете создан попечительский совет, большая его часть – это выпускники МичГАУ. Кстати, глава администрации Мичуринского района Сергей Васильевич Щукин тоже наш выпускник и член попечительского совета. Возглавляет совет тоже наш выпускник, председатель Тамбовской областной Думы, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции и товароведения МичГАУ Александр Валерьевич Никитин. Наши известные выпускники частые гости на многих мероприятиях. Мы постоянно ощущаем их искреннюю заинтересованность в развитии учебного заведения, содействии трудоустройству наших студентов.

- Если бы Вы имели возможность пообщаться с любым учёным, жившим когда-либо, то кто бы это был?

- Иван Владимирович Мичурин. Я полагаю, это не требует дополнительных пояснений (улыбается). Ну и как экономисту, мне крайне интересен Александр Васильевич Чаянов. Их работы не утратили своего значения, они до сих пор актуальны в научном мире.

- Каким Вы видите по-настоящему современный аграрный университет ?

- Современный университет должен стать тем координирующим центром, вокруг которого будет консолидироваться вся отраслевая наука и современный инновационный аграрный бизнес. В конечном счете, это должно помочь стране перейти от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии развития. МичГАУ должен стать научно-исследовательской и учебной доминантой российского агропромышленного сектора с двумя стратегическими направлениями. Первое — это подготовка для отрасли специалистов нового качества, владеющих технологиями завтрашнего дня. Второе — выполнение исследований и разработок, обеспечивающих технологическое развитие агробизнеса и сферы сельской жизни в будущем. России нужны специалисты-практики, обладающие интегрированными знаниями, опытом работы на сверхсовременной отечественной и иностранной технике, прошедшие стажировки, в том числе и за границей. России нужны исследователи высочайшей квалификации, способные генерировать новейшие научные решения. Наша задача — их вырастить.

Автор:Вадим Гранитов