Лента новостей
Статья12 сентября 2013, 01:00

Через тернии - к знаниям

Н.А. Митрофанова со своими первоклассниками.
Н.А. Митрофанова со своими первоклассниками.

Для ребят, которые в этом году впервые сели за ученическую парту, наступает очень важный, ответственный и подчас сложный период. Как помочь первоклашке в новом мире и, главное, не затушить желание учиться? Об этом рассказывает учитель начальных классов школы №18 Наталья Анатольевна Митрофанова

- Иногда у родителей складывается убеждение, что, научив ребёнка до школы читать, считать и писать, можно заблаговременно избежать всех трудностей. Такое мнение не совсем верно. Готовность к школе – это не отдельные знания, а совокупный их набор, умение пользоваться ими, способность адаптироваться в ученическом коллективе.
Первые четыре месяца в школе самые трудные для первоклассника. От родителей потребуется немало выдержки и чуткости по отношению к сыну или дочке, которые вполне серьёзно могут заявить о своём нежелании учиться и ходить в школу вообще. Частенько в таких случаях ребёнку приходится выслушивать длительные и скучные нотации, причём стремление познавать школьные премудрости у него потихоньку сворачивается в крохотный, почти незримый комочек. В такой ситуации совет один – остудите своё негодование, скажите малышу, что у него обязательно всё получится и отправьте его погулять, поиграть, а может быть, даже немного подремать.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы у малыша перед занятиями был положительный эмоциональный настрой. Если ребенок устал или по какой-то другой причине не хочет в данный момент заниматься, отложите занятие до более удобного для него времени. Помогайте малышу, чаще хвалите за любые, пусть даже незначительные успехи. Старайтесь не ругать своего ученика, даже если написанное им напоминает вам китайскую грамоту, подчеркните, что сейчас у него получилось не очень хорошо, но потом он всё выполнит на «отлично». Ваш малыш не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности.
Помните, что первокласснику очень трудно удерживать своё внимание на чём либо больше 20-25 минут. Поэтому 25 минут учебной деятельности должны поменяться на задания, которые носят игровой и занимательный характер. Это может быть физкультминутка или просто отдых. Такой принцип соблюдается в начальной школе.
Многого можно добиться в форме игры. Интересные задания, построенные в игровой форме, разовьют память, внимание, мышление, логику малыша. А родители получат удовольствие от полезного и интересного общения со своими детьми.
В выходной день выберите из количества детских предметов 10-12 игрушек, разложите в ряд и попросите ребёнка их запомнить. Потом отправьте чадо в другую комнату и уберите одну. Малыш тут же назвал спрятанный предмет? Отлично! Если нет, уменьшите количество игрушек и продолжайте вместе работать над развитием памяти.
Научиться красиво писать помогут пластилин, ножницы, бумага, словом, всё, что могут смять и порвать маленькие пальчики. Для развития речи ребёнка исключите из своего лексикона слово «помолчи». Пусть ваш первоклассник перескажет сюжет мультфильма, который только что посмотрел, вспомнит, как он встретил Новый год, отметил день рождения друга. Хорошим тренингом будет составление рассказа на заданную тему.
Для развития навыков математического счёта не обязательно без запинки считать до ста, лучше если первоклассник сможет определить состав числа, сравнить предметы, различить геометрические фигуры.
При обучении чтению и письму важен звукобуквенный и слоговый анализ слова. Ребёнок должен чётко усвоить, что написанная буква обозначает звук, который мы произносим. В школе он научится соединять звуки в слова, и часто бывает так, что не умевшие читать малыши быстро догоняют и перегоняют по скорости чтения своих заранее обученных одноклассников.
Отдельно хочется сказать о психологическом климате в семье и в школе. К сожалению, приходится делать вывод о том, что современные дети, которые поступают в первый класс, часто не умеют дружить. Они толкаются, задирают друг друга, обзывают обидными и грубыми словами. В таких случаях учитель может выправить ситуацию только с помощью родителей. Если же мама и папа не примут замечание педагога как безоговорочный повод к серьёзной беседе с маленьким забиякой, все усилия перевоспитать его будут тщетны.
Конечно, в школе у ребят будет масса поводов сблизиться и подружиться. Для этого мы устраиваем внеклассные мероприятия, игры, походы и экскурсии. Оптимальная атмосфера в классе складывается, когда ребята без напоминаний, по собственной инициативе начинают помогать друг другу выйти из затруднительной ситуации. Например, разрешить конфликт и помирить поссорившихся одноклассников, помочь решить пример или задачку, выполнить упражнение, вырезать фигурку из цветной бумаги. Тогда дети ходят в школу без нажима со стороны родителей, так как знают, что там их ждут друзья.
Я очень надеюсь, что мой новый класс станет именно таким – дружным и сплочённым. Вместе нам предстоит трудный, но очень интересный и увлекательный путь, в котором нашими советчиками и попутчиками станете вы, уважаемые родители. Уверена, что начиная с 1 сентября Страна Знаний заискрится для всех нас новыми неизведанными гранями.

Развиваем внимание, мышление, память

Понятно, что за учебниками и тетрадями ребёнок долго не усидит. А ведь можно учиться играя. Предложите своему первокласснику следующие интересные и полезные занятия:

* найти мелкие различия в двух, на первый взгляд, совершенно одинаковых картинках;
*раскрасить фигуры в соответствии с образцом;
* запомнить последовательность и дорисовать ряд геометрических фигур;
* найти лишний предмет среди вещей, схожих по какому-либо признаку;
* продолжить повествовательные предложения, связанные, к примеру, с временами года;
* разделить предметы на группы по какому-либо признаку;
* запомнить ряд цифр и повторить его;
* продолжить узор по клеточкам;
* рассмотреть картинку и придумать историю;
* послушать стихотворение и определить, какой звук в нём встречается чаще других;
* придумать рифму к слову;
* назвать синонимы и антонимы к словам.

Автор:Елена Потапова