Это было начало девяностых. Сложный период для страны. Инфляция, изменение ценностей, талоны, пустые полки магазинов. Именно в это время к нам в школу № 16 пришла работать Элеонора Ивановна и стала не только классным руководителем, но и учителем русского языка и литературы.
Время стирает большинство уроков, которые мы посещали в школе, но только не уроки Элеоноры Ивановны. Через изучение классической и современной литературы она не только вводила нас в мир слова, поэзии, лирики, прозы, но, и, проводя аналогии с новым временем, учила жить, понимать изменения в стране, обществе, старалась привить вечные ценности.
Вместе с учителем мы погружались в сложные, трагические миры современных писателей. Через её понимание жизни мы попадали в мир советской науки романа «Белые одежды» Владимира Дудинцева, переживали ужасы афганской войны «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич, разбирали сложные для понимания ребёнка произведения Василия Аксенова «Остров Крым» и «Котлован» Андрея Платонова.
Ценность этих уроков заключалась в том, что они знакомили нас с жизнью. Через литературных героев мы учились понимать себя и других, сравнивать, анализировать. Девяностые – сложный период истории как для всей страны, как и для каждого человека. Ломка идеологии и новые экономические отношения затронули всех. Элеонора Ивановна, хоть мы до конца этого не осознавали, помогла нам по-новому взглянуть на мир и найти в нём своё место.
Доверительное отношение с учениками, обсуждение тем, далеко выходящих за школьную программу, критическое понимание жизни, всё это я также пытаюсь применить в своей работе в Центре развития современных компетенций детей. Все педагогические технологии, которые мы здесь применяем, их важность зародились на уроках литературы и русского языка под руководством Элеоноры Ивановны. Роль учителя громадна, тем более, если учитель сам является личностью с большой буквы, как Элеонора Ивановна Рыбальченко.