Лента новостей
Статья4 сентября 2020, 08:27

Дистанционное обучение в дополнительном образовании: во благо или во вред?

Система дистанционного обучения вызвала массу комментариев, нареканий и пожеланий как от учеников, так и учителей. Интернет изобилует комментариями о том, каково это – обучаться дистанционно.

Дистанционное обучение в дополнительном образовании: во благо  или во вред?

А задумывался ли кто-нибудь как можно получать дополнительное образование в режиме онлайн? Как сыграть на фортепиано по скайпу, пропеть ноты в вотсапе, правильно передать светотень кувшина, чтобы можно было увидеть на фотографии?

О плюсах и минусах онлайн-обучения сегодня рассказывают мичуринские педагоги.


Для руководителя детской филармонии Центра детского творчества Ларисы Артюшковой переход на дистанционное обучение был очень неожиданным.

– Мы были вовсе не подготовлены, – рассказала педагог ЦДТ. – Но время диктует свои правила. Каждый преподаватель должен хорошо ориентироваться в интернете, владеть программами, но не у всех есть такая возможность. Во-первых, пришлось в срочном порядке создавать группы в социальных сетях, где я, как педагог, выкладывала задания. И тут возникли первые сложности. Из-за отсутствия дома фортепиано мы ни могла заниматься в привычном для детей формате. Приходилось искать альтернативу. Запустила новый комплекс упражнений для голоса, просила всех присылать аудиозапись этих упражнений. На основе присланных работ проводили коррекцию. Вокалом заниматься по видеосвязи неудобно: связь зависает, звук отстаёт...
Единицы относились добросовестно к выполнению домашнего задания и упражнений. С переходом на дистанционку многие начали пропускать занятия, а некоторые вовсе не выходили на связь. Связь через интернет для меня неудобна. Личный контакт «Учитель – ученик» – классика.

Педагог музыкальной школы №1 г.Мичуринска Наталия Шинкарёва тоже не видит пользы дистанционного обучения:

– Я бы не сказала, что эти занятия были эффективными. Никогда нельзя заменить человеческое общение на то, которое проходит удалённо. Ребенок должен видеть реакцию преподавателя. Поэтому дистанционное обучение - это не продуктивное обучение, а вынужденная мера. Главная проблема заключается в том, что не у всех есть возможность заниматься на дистанционном обучении. У кого-то нет соответствующей техники, а у кого-то плохой доступ в интернет. Обучение в нашем классе происходило следующим образом: учащиеся записывали видеоролики и присылали мне. Я просматривала записи, делала замечания. Все домашние задания выполнялись регулярно. Мы даже сдали переводные и выпускные экзамены. Дети присылали видео, а комиссия во главе с директором прослушивала присланные работы. Ученики были аттестованы, каждый получил оценку. За период дистанционного обучения воспитанники приняли участие в 11 международных конкурсах, многие завоевали дипломы победителей и Гран-при.

Директор художественной школы имени Герасимова Илья Платицин отметил, что сначала была некая неопределённость, но потом преподаватели быстро освоили дистанционный формат.

– Администрацией художественной школы была разработана система преподавания предметов дистанционно и соответственно новая система оценивания результатов, – рассказывает Илья Платицин. – Мы работали по фото через социальную сеть ВКонтакте и электронную почту. Ученики самостоятельно ставили натюрморты, выстраивали композицию. Выполняли все работы 95 процентов учащихся.

Руководитель танцевального проекта «Контрасты» Оксана Сапанюк считает, что на дистанционное обучение танцовщикам переходить нельзя.

– Мы контролируем элементы, движения, показываем их, указываем на ошибки, чтобы минимизировать возможность травмирования, – поясняет Оксана Сапанюк. – Сложностей было несколько:
организовать рабочий процесс в дистанционном формате правильно, дать детям понять, что в сложившейся ситуации важно продолжить обучение, а не устроить себе спонтанные каникулы. К сожалению, не все имели возможность присоединиться к занятиям. Причин на то много: отсутствие компьютеров, хорошего интернета, удобного пространства… Обучение осуществлялось посредством платформы зум-конференции. Эффективность таких занятий лично мне прокомментировать сложно...

Для выпускницы факультета иностранных языков Липецкого педагогического университета имени Семёнова-Тян-Шанского Екатерины Белых эпоха коронавируса, напротив, открыла новые перспективы:

«Пандемия» и «дистанционка». Эти два страшных слова стали для нас реалиями 2020 года. Сначала казалось, что про учёбу и работу можно забыть. «Учиться онлайн? Да вы что! Это невозможно!» Возможно – скажу я вам. Преподавать онлайн я начала два года назад и страх нового, конечно, был и у меня. Однако невероятным плюсом стало то, что мы живём в мире инноваций и технологий, и образование онлайн в XXI веке уже не сказка, а объективная реальность. Сегодня существует огромное количество онлайн-школ и платформ, где можно изучать различные предметы. Всё оснащено видео- и аудио-связью, готовыми материалами к занятиям, словарями, виртуальными досками. Учитель может легко отправлять домашнее задание всему классу или выборочно отдельным ученикам. Можно создавать собственные упражнения и тесты на разных сайтах, а также созваниваться в видео-мессенджерах для поддержания чувства реальных взаимоотношений.

Из-за пандемии количество таких сайтов возросло и не заинтересовался ими, пожалуй, только ленивый. Учиться онлайн – весело и интересно. Не нужно тратить время и деньги на дорогу в школу или к репетитору. Достаточно заварить чашку чая, включить компьютер и позаниматься онлайн индивидуально или в группе, например, в английском разговорном клубе.

Пока весной мы все были на самоизоляции, я решила создать YouTube-канал и снять видео о некоторых неологизмах в английском языке, которые появились из-за коронависуса. Видео можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/goKxWfJSvFQ

Везде есть свои плюсы и минусы. Главное, нужно уметь адаптироваться и подавать формат и информацию правильным и максимально удобным образом. На мой взгляд, будущее за онлайн профессиями.


Директор Центра информационных технологий Владислав Стрункин отметил, что их учреждение без особых трудностей перешло на удалённый формат.

- В нашем образовательном центре несколько направлений: есть детские и взрослые курсы. Специфика этих занятий заключается в том, что обучающиеся работают на компьютере и этот формат позволяет преподавателю дистанционно проверить правильность написания ими программ и алгоритмов. Таким образом, обучение четырёх групп программированию в нашем учреждении дополнительного образования легко перешло на удалёнку. Формат наших занятий изначально подразумевал самостоятельную работу. Тем более современные программные продукты, такие как скайп, вотсап, зум позволяют организовать конференц-общение. Так как наши группы небольшие (по пять-шесть человек) преподавателю было просто всех их разместить на экране и наладить общение.
С октября этого года мы начинаем работу в обычном режиме, но в случае необходимости на дистанционное обучение готовы перейти всегда. Замечено, что в прошлый раз школьники проще перешли на удалённый режим обучения, чем, например, взрослые и даже студенты. Мало того, некоторые обучающиеся старшего возраста даже отказались от проведения занятий дистанционно вплоть до окончания пандемии. Видимо, сказалась привычка к традиционному формату: учитель – ученик в режиме реального времени.

Автор:Даниил Константинов