— Ирина Дмитриевна, что, по вашему мнению, вредит детскому здоровью?
— Одна из причин — это недостаток двигательной активности у детей из-за чрезмерного увлечения электронными устройствами. Они не хотят идти на улицу, общаться с друзьями, порой забывают поесть и плохо спят. А ведь даже десятиминутная разминка способна принести заметную пользу организму ребёнка. Если же уделять хотя бы пару часов в день занятиям спортом и прогулкам на свежем воздухе, то результат может превзойти все ожидания. Для укрепления здоровья полезно чаще ходить пешком. Такие прогулки и свежий воздух оказывают положительное влияние на иммунитет, опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему.
А показывать пример детям по принципу «делай, как я, делай лучше меня» должны взрослые: папы, мамы и мы, учителя.
— Поделитесь своим педагогическим опытом.
— Например, чтобы заинтересовать учеников систематическими занятиями физкультурой и спортом, сама стала участником сдачи норм ГТО среди взрослых, успешно прошла все этапы испытаний и получила золотой значок. К тому же объяснила ребятам, что после окончания школы обладатели такой награды приобретают дополнительные привилегии на поступление в высшее учебное заведение, а при обучении им назначается повышенная стипендия.
После этого многие из моих учеников решили подтянуть свою физическую подготовку, стали лучше заниматься на уроках физкультуры, пошли в спортивные секции, которые есть у нас в школе. Мы организовали у себя хоккейную команду, стараемся выступать на районных мероприятиях. Сама с удовольствием катаюсь на коньках. На протяжении последних трёх лет из 100 обучающихся ежегодно 15 человек на разных ступенях ГТО получают золотые, серебряные и бронзовые значки.
— К кому ещё прислушиваются дети?
— Для детей важно общение с людьми, добившимися в спорте значительных успехов. Например, у нас в школе всегда желанный гость Артур Осипов, наш земляк, боксёр, чемпион России и СНГ в среднем весе. Он, а также сотрудники Межмуниципального отдела МВД России «Мичуринский» проводят с ребятами зарядку, показывают им необходимые для укрепления различных мышц тела упражнения.
Привлекаем к сотрудничеству родителей. Проводим в школе дни здоровья, «Весёлые старты», спортивные фестивали, игру «Зарница», формируем сборные команды из учеников, их родителей и педагогов.
— Как проходят уроки физкультуры в период пандемии?
— Интернет-ресурсов для работы в таком формате мало. Основная информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя, — Российская электронная школа. На этой площадке можно проводить уроки физкультуры онлайн в 1-11-х классах. Но одной такой дистанционной площадки недостаточно.
— Какие правила необходимо соблюдать, чтобы пища способствовала поддержанию жизненных сил организма, а не наносила ему вред?
— Есть две составляющие здорового питания. Первая — это равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если ребёнок потребляет пищи больше, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности, он полнеет. Сейчас много детей имеет лишний вес по причине избыточного питания, что в итоге приводит к различным заболеваниям.
Вторая составляющая — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах, многие из которых незаменимы, поскольку поступают только с пищей. К сожалению, современные дети отдают предпочтение всякого рода фаст-фудам, и многие родители, как это ни странно, такое нездоровое увлечение поощряют.
— Как организовали питание в Новоникольской школе?
— В нашей школе разработали среднесуточные пищевые наборы для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделили наборы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определены суммарные объёмы блюд по приёмам пищи, суточная потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах. Необходимо знакомить родителей с этими требованиями, что мы и стараемся делать, ведь только совместными усилиями можно достичь положительного результата.