Лента новостей
Статья5 октября , 08:49

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет

Уроки в классах, домашние задания, оценки, успехи и разочарования, каникулы, первая любовь, последний звонок — всё это школа. Сегодня, 5 октября, учителя принимают поздравления с профессиональным праздником.

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Дениса Ерёмина

Ученические годы оставляют свой след в каждом выпускнике. В День учителя сотрудники редакции городской газеты рассказывают о своих школьных годах и наставниках.

Первый раз в первый класс
Первый раз в первый классФото: архив Елены Потаповой

Елена Потапова, школа № 1, выпуск 1999 года:

— Идеализировать свои школьные годы — это не мой случай. Они были разными в самом прямом смысле. 

В начальном звене мы успели походить в школу в советской форме, с портфелями, получить октябрятскую звёздочку и даже пару месяцев побывать в пионерах. Потом форму сменила одежда из разряда «кто во что горазд», пионерские постулаты оказались неуместными, а отношения в классах во многом определялись количеством аудио-, видеокассет, картриджей для приставки «Денди», которыми можно обменяться на перемене. Ну и, конечно, наличием тех самых магнитофонов, приставок, плейеров.

В такие лихие времена роль учителя могла стать решающей, едва ли не судьбоносной при воспитании стремительно взрослеющей личности. Мне повезло — в школе № 1 в эти годы преподавали представители Золотой гвардии — так называли учителей старой школы, с солидным стажем, умением и желанием научить. Родившихся в эпоху становления Советского Союза, чьи детские, подростковые годы омрачила и закалила война…

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Елены Потаповой

В старших классах химию у нас преподавала Ирина Борисовна Орликова. Если ты не понимаешь химию, значит, ты учился точно не у неё. Ирина Борисовна объясняла так, что понимал даже тот, кто учебник в руки брал по обещанию. Учитель русского языка и литературы Ирина Николаевна Абрамова. В её кабинете на четвёртом этаже царила особая атмосфера, сюда никогда не заходили толпой, шумно, безбашенно. Эта маленькая женщина с негромким голосом превращала урок в священнодейство, где правил бал его величество Слово. Учила думать, анализировать, ставить себя на место литературного персонажа. Строго подходила к оценке твоих ответов и написанных сочинений. Зато каждый знал, что полученная у Ирины Николаевны пятёрка дорогого стоит. 

Ну а полюбить математику, особенно геометрию, мне помогла Мария Семёновна Пилипенко. Не знаю, как ей это удавалось, но каждая формула, сложная пространственная геометрическая фигура после её пояснений обретала логику и становилась насквозь понятной. Решение оказывалось на поверхности, перед мысленным взглядом, его лишь оставалось записать в тетрадь. Бывало, шесть человек у доски решали уравнения или задачи, и все шестеро получали отличные оценки. Радостные садились на свои места и не замечали скупую, но такую искреннюю улыбку учителя математики, проставляющего отметки в журнале… 

И да, каждый из нас, учеников «В»-класса, а в 10 и 11 — «Б»-класса с математическим уклоном, гордился тем, что учится в школе № 1. Потому что учителя сделали её для нас по-настоящему первой и единственной. 

Светлана Гаврилова (слева) со школьной подругой Олесей
Светлана Гаврилова (слева) со школьной подругой ОлесейФото: архив Светланы Гавриловой

Светлана Гаврилова, школа № 2, выпуск 1995 года:

— Я училась в школе № 2 с 1985 по 1995 год. В ней было много хороших учителей, которые оставили о себе добрую память.

Один из них — учитель русского языка и литературы Людмила Борисовна Политова. На её уроках всегда было интересно. Я полюбила читать и писать большие сочинения, и даже попробовала себя в роли актрисы. Сыграла Настеньку из сказки «Двенадцать месяцев» (6+) в школьном спектакле.

Ещё один педагог, которого я никогда не забуду, — учитель химии Ольга Валерьевна Ушакова. После её прихода в нашу школу химия стала моим любимым предметом. Ольга Валерьевна настолько доходчиво и понятно объясняла предмет, что в классе не было ни одного ученика, который бы не понимал химию. Именно благодаря ей я после окончания школы поступила на химико-биологический факультет Мичуринского педагогического института.

Ну и, конечно, моя первая учительница Вера Петровна Игнатова. Это человек, который привил мне любовь к знаниям. Она заботилась о нас, переживала, поддерживала. Ведь очень важно заложить интерес к учёбе именно в начальной школе, чтобы он не угас в дальнейшем. Спасибо вам, дорогие учителя, за добрую память о школе.

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Евгения Шебаршина

Евгений Шебаршин, школа № 11 (ныне структурное подразделение школы № 1), выпуск 2008 года:

— Когда вспоминаю начальную школу, в памяти всплывают простые вещи: запах мела, мокрые варежки в раздевалке, сменная обувь в мешке, тяжёлый ранец. Первый день — линейка, цветы, волнение. Звонок, и мы заходим в класс почти по одному, стараясь не шуметь.

Наша первая учительница, Наталья Александровна Щербинина, говорила спокойно и понятно. Она часто напоминала: «Сидим прямо, руку поднимаем, ручку не грызем». Мы писали палочки и крючочки в прописях, долго выводили буквы. Красная ручка в тетради могла расстроить, но, когда ставили пять, хотелось лететь домой и поделиться этим успехом с родными.

Перемены были отдельной историей. Мы бегали, играли в догонялки по длинному школьному коридору, шумели, постоянно крутились у столовой, откуда пахло пирожками. А ещё там был компот, котлеты в тесте и ватрушки с повидлом, которые на переменах молниеносно сметали, так что надо было постараться, чтобы успеть урвать вкусняшку и себе. 

Дорога в школу быстро стала привычной, ведь школа была всего в нескольких минутах от дома. И так, изо дня в день, мы тихонько взрослели. Учились не только складывать и делить, но и ждать своей очереди, помогать однокласснику, доводить дела до конца, не бросать из за первой ошибки.

Сейчас у меня другая скорость жизни, тетради сменились экранами. Но иногда я вспоминаю тот звонок, белый след мела на доске и нашу первую учительницу. Понимаю, что именно в начальной школе меня научили простым вещам, которые потом очень пригодились: слушать, стараться, не бояться начинать с начала и радоваться маленьким победам. Это и есть мои главные воспоминания о тех годах.

В первый погожий сентябрьский денёк
В первый погожий сентябрьский денёкФото: архив Михаила Белых

Михаил Белых, школа № 18, выпуск 1986 года:

— Настоящей грозой средней школы № 18 был в 70-х годах прошлого века её тогдашний директор — учитель истории и обществоведения Валентин Николаевич Синицын, прозванный учащимися нескольких поколений уважительно-подобострастно «пан».

Видимо, такое прозвище закрепилось за ним благодаря популярной эстрадно-развлекательной телепередаче «Кабачок 13 стульев» (12+), где главными героями были представители социалистической Польши — пан Спортсмен, пан Профессор, пани Моника, пан Директор и многие другие.

Ежедневно, с наступлением слякоти, «пан» с красной повязкой на правом рукаве в неизменно коричневом костюме располагался на лестничной площадке второго этажа. Здесь со своего наблюдательного пункта он вместе с дежурными грозно взирал на сменную обувь, безоговорочно разворачивая нерадивых школяров домой за переобувкой.

Поборник порядка, дисциплины, организованности «пан» распорядился расчертить коридоры и лестничные марши специальными линиями, дабы встречные потоки учителей, школьников и родителей не перемешивались, не создавали толчеи, а стройно текли в указанных направлениях. Этому служили и повсеместные надписи с электроподсветкой: «Держись правой стороны!», «Тише, идёт урок!».

Михаил Белых крайний справа
Михаил Белых крайний справаФото: архив Михаила Белых

Однако, помимо выраженного административного таланта, был у Валентина Николаевича ещё один — ораторский. Как живо, доходчиво, интересно излагал он порой сложный исторический материал! Как эмоционально рассказывал о событиях, участником которых не был, а если и был к чему-то причастен, то обязательно приводил пример из собственной жизни. Например, о том, как встретила его семья воскресный день 22 июня 1941 года, когда Вале исполнилось всего десять лет…

Но самым, пожалуй, запоминающимся его изобретением были хронологические диктанты. Еженедельно на уроках истории мы заучивали, записывали, зазубривали около десяти исторических дат. Для проверки усвоенного материала периодически «пан» устраивал хронологические диктанты, объявляя их совершенно неожиданно за 15 минут до конца урока. И горе тому, кто не вспомнит 30-40 дат от времён Крещения Руси до периода новейшей истории.

При этом «пан» со снисхождением относился к троечникам, не без основания считая, что для работы в народном хозяйстве знание памятных дат не обязательно. Зато отличникам и хорошистам поблажек не допускал: вялое бормотание на тему домашнего задания из их уст воспринималось им как личное оскорбление. Тогда над классом раскатисто гремело: «Позор! Отвратительно! Три кола!». При этом в журнал заносился, как правило, только один кол, который на следующем уроке при уверенном ответе проштрафившегося отличника переправлялся на четвёрку. Такие вот уроки истории.

Евгения Фролова в центре первого ряда
Евгения Фролова в центре первого рядаФото: архив Евгении Фроловой

Евгения Фролова, школа № 4 (ныне № 7), выпуск 2004 года:

— Так получилось, что на подготовку к школе ходила не к своей учительнице, и всё мне нравилось до того дня, когда пришла уже в свой класс. Слёзы градом: «Мама, это не моя учительница, не пойду к ней!». Но ласковые слова Александры Алексеевны Щугоревой тепло и мягко успокоили меня: «Женечка, не волнуйся, у нас всё получится!..» И действительно так было: добрые уроки, заботливые взгляды, мягкие наставления…

Быстро пролетели три года началки, отчётливо помню выпускной  в школьной столовой, как мы плакали и не хотели расставаться с нашим первым и любимым учителем, которая стала без преувеличения второй мамой многим. 

А потом мы поступили в пятый класс и руководство над нами, ещё такими несмышлёными, взяла Нина Васильевна Попова. Твёрдой рукой она направляла и поддерживала в любых ситуациях, учила алгебре, геометрии и старалась воспитать в нас ответственность, любовь к людям и умение справляться с трудными ситуациями.

Были и другие учителя, оставившие след в моём сердце и, думается, в сердцах моих одноклассников. Спасибо вам, дорогие, преданные своему делу, вы навсегда в наших судьбах.

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Марины Шеремета

Марина Шеремета, школа № 18, выпуск 1980 года:

— Сохранилась в семейном альбоме фотография с первых дней моей школьной жизни (1970 год). 

Помню, как было всё ново, незнакомо и даже немного страшно. И когда фотограф долго крутил мою голову, выбирая подходящий ракурс, я сильно расстроилась. Но тут же на помощь пришла моя первая учительница Валентина Петровна Патрина. Она была для нас авторитетом, утешителем, добрым помощником.

Первые три года я училась в Заворонежской школе, а потом меня перевели в школу № 18 города Мичуринска.

Прошло уже довольно много лет, но в памяти прочно сохранилось имя нашего классного руководителя, учителя русского языка и литературы Александры Васильевны Поповой (к сожалению, вскоре её не стало). Иногда мы на неё даже обижались за то, что, если хоть один ученик не знал правило, она оставляла целый класс после уроков. И все по очереди рассказывали это правило, так что у последних оно уже «отскакивало от зубов».

Недавно я встретила в городе её дочь Татьяну и сказала ей добрые слова о маме, которые ношу теперь всю жизнь. Благодаря усилиям, стараниям и безграничному терпению Александры Васильевны, русский я знаю на твёрдую четвёрку.

Денис Ерёмин в первом ряду в центре
Денис Ерёмин в первом ряду в центреФото: архив Дениса Ерёмина

Денис Ерёмин, школа № 1, выпуск 2000 года:

— Мои школьные годы пришлись на 90-е, которые иначе как «лихие» никто сейчас не называет. Это было удивительное и непростое время. 

Пошёл в школу ещё в Советском Союзе, 1 сентября 1990 года, а в декабре 1991-го страна с таким названием перестала существовать. Хотя по инерции нас даже готовили к вступлению в ряды пионеров, однако этого долгожданного события в нашей жизни так и не произошло. При этом октябрёнком успел побыть. 

В такое сложное время на учителей, профессия которых в одночасье в народном сознании из престижной перешла в разряд невостребованных из-за низкой оплаты труда, возложена была важнейшая миссия — не дать вседозволенности завладеть детскими сердцами и растлить их. И, к счастью, большинство из наших педагогов с этим справилось успешно.

Моим первым учителем была Ирина Александровна Алёхина. В ту пору ещё молодая женщина, которая воспитывала дочь — ровесницу моей младшей сестры. Наш класс с литерой «Г» не сказать, чтобы был образцовым, но поведение и прилежание учеников находились на хорошем уровне. Сейчас, с высоты лет, понимаю, чего это стоило Ирине Александровне.

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Дениса Ерёмина

Перемены проходили в ожесточённых боях — мы, пацаны, играли в «хлопушку» с вкладышами от жвачек. Участникам этих баталий нужно было ударить ладонью по стопке бумажных картинок. Побеждал тот, у кого вкладыши повернулись лицевой стороной кверху. Так в молодой стране с зарождающейся рыночной экономикой мы становились мелкими (во всех смыслах слова) собственниками самой конвертируемой в детском мире валюты.

С нашими азартными играми Ирина Александровна вела беспощадную войну. В начале уроков она «раскулачивала» каждого из нас. Мы выворачивали карманы школьных брюк и выкладывали на её стол весь свой выигрыш в местном «Лас-Вегасе». Но уже на следующей перемене покупали в ларьке жвачки, и всё начиналось заново. Так Ирина Александровна пресекала на корню все попытки кого-то из нас стать вкладышным олигархом.

Не скрою, единственное, что мы испытывали в первые минуты уроков  — это была сильнейшая обида на учителя. Но она быстро улетучивалась, и мы с головой погружались в решение математических примеров и задач, знакомились с родной речью через лучшие образцы русской литературы, учились грамотно писать и, главное, любить Отечество. Ирина Александровна настойчиво до нас доносила мысль — Родина у нас одна, её не выбирают, и что нам в будущем строить Россию… И только от нас зависит то, какой она будет. Экономически сложные времена побудили Ирину Александровну уйти из школы, она затем работала продавцом на рынке… Не знаю, как дальше сложилась судьба моего первого учителя, но до сих пор благодарен ей и своим родителям за воспитание главных принципов — жить по совести и любить свою Родину.

Мичуринские журналисты поделились воспоминаниями и фотографиями своих школьных лет
Фото: архив Светланы Корчагиной

Светлана Корчагина, школа № 11, выпуск 2008 года:

— Так сложилось, что я училась в нескольких школах. Первые четыре года прошли в прогимназии «Сказка». 

Воспоминания о началке — это конец 90-х, пятидневная учебная неделя, занятия хореографией, ритмикой, информатикой… Целых два выходных в неделю, но и полная занятость в остальные дни. Первыми наставниками были Ольга Игоревна Смагина и Елена Анатольевна Рубцова.

В 2001 году я перешла в пятый «Б» класс в среднюю школу № 11. Первые воспоминания связаны с тем, как наши педагоги делали класс сплочённым. Перед началом учёбы одноклассники по традиции пошли в поход на другой берег реки вместе с классным руководителем Натальей Александровной Щербининой, которая преподавала у них в начальной школе, и  Еленой Валерьевной Поповой, которая становилась нашим новым лидером. Много лиц, ароматный дымок костра, природа, готовящаяся к осени — именно это возникает в мыслях о том дне. 

Светлана Корчагина четвёртая слева
Светлана Корчагина четвёртая слеваФото: архив Светланы Корчагиной

Следующее воспоминание — 1 сентября. Заходим в неизвестный кабинет химии, который станет нашим на семь лет. Елена Валерьевна показывает опыты: искрящийся вулканчик, появляющийся на чистом листе пароль «друг».  Потом у нас ещё будет немало опытов и открытых уроков, где познакомим младшие классы с реакциями элементов, похожими на фокусы, продемонстрируем комиссии проект по изучению состава продуктов.

Здание школы — двухэтажное, просторное, удобное. На первом этаже — кадетский корпус.  С девятого класса  изучение иностранных языков происходило совместно. Непоседливые мальчишки иногда вносили на уроки элементы хаоса. 

В течение нескольких лет сборная школы принимала участие в городском «Брейн-ринге», где занимала призовые места, а в выпускном классе стала победителем игры. Педагоги старались привлекать нас к общественным занятиям, участию в городских мероприятиях. 

В преддверии майских праздников мы брали интервью у ветеранов, в составе школьного отряда разносили юбилейные медали и поздравляли их. В середине нулевых в микрорайоне Донское оставалось ещё много участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. 

Годы в школе № 11 запомнились разными случаями — от, казалось бы, фатальных до забавных. Очень  хочется поблагодарить наших педагогов за терпение, вложенные в нас частичку души и знания. Благодаря им после окончания школы большая часть класса поступила на бюджетные места городских высших и средних учебных заведений.