Его работа - лечить компьютеры

15 октября 2012, 23:00 2373
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (10/15/2012 - 13:07)

Про жизнь и мировоззрение системных администраторов давно ходят анекдоты, но тем не менее их работа сродни профессии врача: пока оборудование в порядке, помощь системного администратора не нужна. Стоит только чему-то выйти из строя, как он уже на пути к цели. Собирательный образ специалиста по интеллектуальному "железу", как называют компьютер, как правило, непривлекателен: "сисадмин - молчаливое и мрачное существо, которое в силу каких-то обстоятельств вынуждено иметь дело с набором железок, проводов и окошек на мониторе, пребывая в окружении иных подобных живых существ, пытающихся нарушить эту хрупкую систему". Язык, на котором эти люди общаются между собой, понятен только узкому кругу посвящённых. Среди наиболее распространённых словечек есть такие: дрова - драйвер, мыло - электронная почта (от англ. mail), мать - материнская плата, клава - клавиатура, комп - компьютер.
На практике утверждение о некоммуникабельности компьютерщиков не подтвердилось.  Двадцатилетний системный администратор Тамбовского филиала ОАО "Ростелеком" Сергей Шамбер оказался вполне обаятельным и добродушным молодым человеком. Победитель областной олимпиады по информатике и программированию, обладатель красного диплома по специальности техник-программист Мичуринского политехнического техникума, Сергей ещё в школе всерьёз заинтересовался компьютерными технологиями. Подростком наловчился подключать оптоволоконный Интернет. Первые шаги в профессии делал в должности электромонтёра. Теперь же в его обязанности входит работа с заявками абонентов телефонной компании. Вдвоём с напарником - Владимиром Ермолаевым они "лечат" оргтехнику жителей Мичуринска, Мичуринского, Никифоровского, Петровского, Староюрьевского районов. В среднем поступает тридцать заявок в день, на обработку одной отводится минут двадцать. В 80 процентах случаев удаётся исправить неполадку, не выходя из офиса, остальные двадцать предполагают выезды на дом. И здесь начинается самое интересное.
- Включите компьютер.
- Сейчас, подождите 10 минут.
- Так долго?
- У меня модель древняя, грузится долго.
- Тогда зачем вам скоростной Интернет?
- Ну как, он даёт большие возможности.
- Не в вашем случае. У вас же техника не соответствует.
- Разве?
Бывают ситуации другого рода. Семья с грудным ребёнком приобрела компьютер без вентиляции, но с уникальной системой водяного охлаждения, сделанной на заказ, где специальный компрессор размером с системный блок создаёт циркуляцию воды, протекающей по трубочкам. И всё это для одной-единственной цели - чтобы компьютер работал бесшумно, не мешая спать малышу.
Один - два раза в месяц поступают заявки с жалобами на домашних животных: те, видимо, ревнуя хозяев к железным игрушкам, перегрызают провода.     
"Раньше я улыбался, когда слышал, как мой коллега Владимир Николаевич общается с клиентами, - вспоминает Сергей. - Вот один из его типичных монологов: "Понимаете, если вы купите одну и ту же колбасу в разных магазинах за 300 и за 600 рублей, её вкус от этого не изменится. Так же и с компьютером. Чем его ни напичкай, основные характеристики лучше не станут". А теперь я сам пользуюсь таким приёмом, потому что он действует безотказно. Работать с людьми сложно. Половина абонентов не разбирается в технике и терминологии, приходится объяснять на пальцах: "Вот эта коробочка, на которую вы сейчас смотрите, называется модем, а вот эта штучка, до которой я дотронулся, - роутер. А теперь подождите, пока вот здесь замигают огоньки".
Без главной христианской добродетели - терпения - сисадмину никак нельзя. Когда у человека проблемы с Интернетом, он сердит и придирчив. На курсах повышения квалификации, которые компания проводит раз в полтора - два месяца, специалистов учат: "Забудьте слово "нет". Войдите в положение абонента, посочувствуйте, согласитесь с ним. Разговаривайте на его языке. Учитывайте психологию разных возрастных групп". Из практики Сергей сделал вывод, что проще всего убеждать молодёжь: для них ты - авторитет, они беспрекословно слушаются и не спорят. Двадцатипятилетние, нахватавшись верхушек, уже мнят себя всезнайками (это, пожалуй, самая сложная категория клиентов). Ну, а общение с сорокалетними проходит по-разному, в зависимости от уровня образования и особенностей характера. 
Несмотря на молодой возраст, Сергей Шамбер - глава семьи. Жена Надежда - тоже программист, полуторагодовалый сынишка с профессией пока не определился. Сергей работой доволен: уж кому-кому, но системным администраторам сокращение не грозит, ведь компьютеризация с каждым годом набирает обороты. К тому же когда человек трудится с душой, фортуна ему улыбается чаще.