Лента новостей
Статья21 сентября 2013, 01:00

Фильмы о Мичурине

Директор ЦГЛ им. И.В. Мичурина Иосиф Степанович Горшков  с Александром Петровичем Довженко. Идёт обсуждение будущей цветной  полнометражной киноленты по сценарию кинорежиссёра А.П. Довженко.
Директор ЦГЛ им. И.В. Мичурина Иосиф Степанович Горшков с Александром Петровичем Довженко. Идёт обсуждение будущей цветной полнометражной киноленты по сценарию кинорежиссёра А.П. Довженко.

Шёл 1998 год. «Мичуринская правда» завершала краеведческий конкурс «Край родимый - сердцу близкий», когда позвонила ныне покойная дочь И.С. Горшкова - Людмила Иосифовна. Её приёмный отец, Иосиф Степанович, долгие годы, до самой своей кончины, возглавлял детище Мичурина - ЦГЛ, ныне НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И.В. Мичурина. Оказалось, она может предложить своеобразный ответ на один из вопросов конкурса - о кинокартине «Мичурин». Необычность ответа заключалась, помимо прочего, и в том, что есть фотоснимки из семейного альбома. «Что за снимки?» - спрашиваю. «Давайте встретимся, - отвечает, - сами увидите». И вот передо мной россыпь фотографий, поистине драгоценных не только, я думаю, для Людмилы Иосифовны, но и для любого музея. Вглядываюсь в такие знакомые лица. Один из первых помощников и учеников великого Мичурина Горшков. Корифей советского кино Довженко, его именем названа Киевская студия художественных фильмов. Не менее известная мастер кино Юлия Солнцева, жена Довженко. Знаменитый по фильмам послевоенного времени актёр Белов. А сам тем временем вслушиваюсь в обстоятельный рассказ владелицы уникального альбома.
- Я была тогда ребёнком, но хорошо помню, как у нас знаменитый режиссёр Александр Петрович Довженко снимал фильм о Мичурине. Было это в 1948 году... Видите, на этом снимке яблони цветут, значит, май. А есть ещё осенние карточки. На всю жизнь остался в памяти Довженко. Красивый мужчина, интеллигентный, деликатный, внимательный. Жил он в гостинице, когда приезжал из Москвы, непременно появлялся с подарками. Как-то привёз коробку ёлочных украшений - у меня, провинциальной девочки, дух захватило от такой красоты. Мы потом ими ёлку нарядили, когда встречали новый, 1949 год.
Запомнились его взаимоотношения с отцом. Александр Петрович никогда не проявлял панибратства, разговаривал ровно и вежливо. Глубокое впечатление произвела и его жена, помощница в творчестве, сама режиссёр и сценарист Юлия Ипполитовна Солнцева... Съёмочный коллектив относился к ним с уважением, работал дружно, с подъёмом.
Папа, человек вечно занятый, на ногах с восхода до полуночи, тем не менее никогда не отказывал Александру Петровичу в помощи, охотно и подробно консультировал. Рассказывал о научной стороне деятельности Мичурина, да и личную жизнь Ивана Владимировича он знал до мелочей. Иногда я заставала отца за долгим телефонным разговором: это он отвечал на вопросы Довженко, звонившего из Москвы уже в процессе производства картины...
Прошу Людмилу Иосифовну пояснить один из снимков: Горшков на самой верхушке цветущей яблони, рядом - съёмочная камера.
- А это вот что происходило. Надо было по сценарию снять панораму сада, но оператору мешала сосна, её верхушка. Вот отец и предложил поднять камеру повыше. И сам забрался вровень с аппаратом, хотя был уже в возрасте...
...В Энциклопедическом словаре указывается время создания фильма «Мичурин» - 1949 год. Первая советская полнометражная цветная кинолента. Режиссёр-постановщик и сценарист Александр Довженко, главный оператор Леонид Косматов, второй оператор Юрий Кун. В роли Мичурина - Григорий Белов...
Любопытно, что играл в «Мичурине» и будущий замечательный актёр, режиссёр, при жизни названный великим, - Юрий Любимов. Он был в роли переводчика американских соблазнителей козловского чародея, пытавшихся увезти садовода в США вместе с питомником.
Эта картина классика советского кино не входит в число лучших его работ. Сказался, вероятно, заказной характер темы. Самый разгар съёмок пришёлся на август, когда любимец вождя Трофим Лысенко громил «буржуазную» генетику на прискорбно знаменитой сессии ВАСХНИЛ, президентом которой он был. По личному указанию Сталина, весьма удовлетворённого итогами сессии, сокрушившей чуждую марксизму-ленинизму классическую генетику, были отменены свободные выборы в состав сельхозакадемии. Из введённых 35 новых членов в подавляющем большинстве были сторонники Лысенко.
Отсюда и появление в числе действующих лиц сценария «Мичурин» вейсманиста-морганиста профессора Карташова. В фильме это занудливый учёный, формалист и начётчик, словом, таков, каким представлялся с точки зрения передовой социалистической идеологии пресмыкающийся перед западом антипод Мичурина, безупречное имя и плодотворную деятельность которого сделал тогда своим знаменем авантюрист в науке Лысенко.
Художественный фильм Александра Довженко остался единственным примером такого рода обращения советского кинематографа к личности и грандиозной деятельности Мичурина по преобразованию садоводства в СССР. Но были, и довольно успешные, попытки снять документальное кино. Это прежде всего работы режиссёра Б.Ф. Светозарова «Юг в Тамбове» (1926) и «Преобразователь природы» (1934). Кстати, Довженко будет подробно расспрашивать коллегу-документалиста о личности Мичурина, его характере и выразит сожаление, что Иван Владимирович очень скупо показан в быту, во время селекционной работы.
В письме к А.С. Тихоновой, научной сотруднице мичуринского питомника, Иван Владимирович напишет в 1929 году, как был встречен фильм «Юг в Тамбове» американскими коллегами-садоводами: «... В Америке, в Нью-Йорке собрался съезд учёных. И вот была поставлена до трёх раз фильма, снятая с нашего питомника, помнишь? И ты была при этом. И вот американские учёные пришли в восторг и постановили послать мне форменное приветствие с поздравлением, с признанием учёным миром моих якобы великих достижений, по их мнению!!!
Всё это, конечно, было бы смешно, если бы не было так грустно. Дело в том, что жизнь-то ведь уже прошла. Если бы всё это случилось бы пораньше лет на тридцать...».
Фильм «Юг в Тамбове» был принят как учебное пособие во многих сельскохозяйственных колледжах Америки.
Документальная лента Б.Ф. Светозарова «Преобразователь природы» пользовалась большим успехом за пределами СССР, особенно в Италии и Японии. А сокращённый вариант её «Великий учёный И.В. Мичурин» был отмечен золотой медалью ВДНХ СССР 1937 года.
...О причинах, по которым цветную киноленту «Мичурин» не только ждала творческая неудача, но и она же стала косвенной причиной преждевременной смерти выдающегося режиссёра, более подробно, чем в моей книге «Мичуринск и мичуринцы», рассказано в новой книге моего коллеги, писателя-документалиста Михаила Белых «Неизвестный Мичурин». Страницы 147-148: «…Идея сделать фильм о Мичурине пришлась ему (Довженко - поклоннику знаменитого селекционера) по душе. Свою картину... Александр Петрович начал в 1944 году, однако партийные цензоры требовали бесконечных переделок, и лишь через пять лет она была запущена в производство. После очередной цензурной проработки Довженко получил инфаркт. Шеф киноиндустрии Иван Большов назвал фильм «посредственным, бесцветным и неинтересным» и потребовал новых переделок, после которых картина, по определению Довженко, стала уже совсем «голая». Но самый тяжёлый удар нанёс «Мичурину» отец народов: он разнёс фильм в пух и прах. Этого Довженко не выдержал: в тяжёлом состоянии он был доставлен в санаторий, где три недели приходил в себя после нервного срыва... По всей видимости, от самого Довженко в картине мало что осталось. Фильм получился ходульным, трескучим, риторическим и фальшивым. Чего стоила лишь одна сцена стоящего на стремянке Мичурина, дирижирующего плодовыми деревьями...».
Мне хотелось бы предложить этот труд коллеги-журналиста всем, кому в мелочных суетах жизни не перестала оставаться интересной и поучительной история не только нашего города, но и всей современной России.

Автор:Виктор Кострикин