Лента новостей
Статья17 июля 2017, 15:31

Фотограф, пожарный, художник

История сохранила до нас немало славных имён добровольцев-пожарных. Однако сегодня хотелось бы рассказать о человеке, внёсшем немалый вклад не только в дело развития Козловского добровольного пожарного общества, но и науки.

И.Н. Пищалкин (крайний слева) с добровольцами-пожарными. Фото начала ХХ века.
И.Н. Пищалкин (крайний слева) с добровольцами-пожарными. Фото начала ХХ века.

За всю свою жизнь И.Н. Пищалкин сменил немало профессий. Был он и товарным конторщиком на станции Козлов Рязано-Уральской железной дороги, и маляром, и добровольцем-пожарным (на этом поприще Иван Николаевич дослужился даже до поста председателя правления дружины), и фотографом. По воспоминаниям современников, у входа в ателье мастера висела им же самим нарисованная вывеска, весьма характерного содержания:
«СНИМАЮ КРУПНО
И МЕЛКО
крупные и мелкие
бюсты
В позировании
доверьтесь художнику
Семействам,
артисткам
и пожарным
следует скидка
Остаюсь с почтением
художник-фотограф
Иван Пищалкин».

Судя по всему, Иван Николаевич был храбрым пожарным. Он принимал участие в тушении пожара шпиля Ильинского храма, одна высота которого могла повергнуть в панику самого бесстрашного смельчака. Во время нашествия на Козлов белого генерала К.К. Мамонтова чуть не оказался зарубленным казаками за организацию тушения многочисленных пожаров. В ту пору было их особенно много - в отместку за невыданных большевиков и сотрудников бывшего штаба Южного фронта мамонтовцы подожгли город в семнадцати местах...
Однако в советское время у И.Н. Пищалкина развился ещё один дар - художественный. Его-то он и реализовал в научно-промышленном искусстве в 30-х годах XX века в ЦГЛ у И.В. Мичурина, работая над изготовлением муляжей плодов великого садовода. Модели и рисунки мичуринских сортов, созданные Иваном Николаевичем, став позже классическими, получили распространение в тысячах экземплярах в бывшем Советском Союзе и за границей. Эти восковые изделия снискали высокую оценку на Кёнигсбергской и Парижской выставках в 1931-1933 годах. Работы И.Н. Пищалкина можно было встретить и в Москве - в кабинете М.И. Калинина, и в Академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, и в Политехническом музее, и в Центральном парке культуры и отдыха...
«Это был талантливый художник, великолепный мастер художественной иллюстрации, блестяще выполнивший массу рисунков и моделей плодов и ягод из мичуринского сортимента, неустанно работавший над художественным оформлением всех печатных трудов Ивана Владимировича Мичурина и опытной станции его имени», - писал об Иване Николаевиче личный секретарь великого естествоиспытателя А.Н. Бахарев.
Однако и с пожарной охраной Иван Николаевич не порвал. Живя последние годы на территории опытной станции, что в бывшем Троицком мужском монастыре, он возглавил там добровольную пожарную дружину, добившись оснащения её необходимым противопожарным оборудованием, состоявшим из нескольких гужевых подвод, большого поршневого насоса, катушек с рукавами, огнетушителей, топоров, багров и лестниц. Хранилось это имущество в нижнем ярусе колокольни бывшего монастыря. Неудивительно, что ключи от колокольни хранились у Ивана Николаевича. Жил он с семьёй в домике, расположенном по соседству. Здесь, как память о его многолетнем общественном призвании, связанном с добровольной пожарной дружиной, хранились его форменная шинель и каска. По воспоминаниям современников, Иван Николаевич любил, когда окружающие называли его брандмайором. Как мы уже знаем, для этого он имел все основания...

Автор:Михаил Белых