Химия жизни

11 апреля 2014, 23:00 1537
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (04/11/2014 - 12:59)

О.В. Ушакова (в центре) со своими учениками. Фото из архива О.В. Ушаковой.

В классном кабинете средней школы №2 на перемене шумно, весело. Ребята активно обсуждают тему номер один: приход в учебное заведение новой учительницы по химии. Ученики уже в курсе: новенькая очень худенькая, меньше многих из них ростом, симпатичная и молоденькая. Параллельно в учительской наставники напутствуют выпускницу педагогического института: «Восьмиклассники - самый трудный возраст. Чтоб не пропасть, с ними необходимо уметь себя поставить. Есть среди ребят задиристые ученики, и взаимопонимание с ними найти нелегко».

Все классы, коридоры огласил громкий звонок, а в кабинете химии ещё очень оживлённо. Педагог собрала волю в кулак и решительно направилась к рабочему месту. Деловито поздоровалась, призвав в поддержку в своём голосе стальные нотки, строго заявила: «Меня зовут Ольга Валерьевна. Я буду преподавать у вас химию. И я считаю, что вы находитесь в таком возрасте, когда вопросы дисциплины на уроке уже не должны стоять!». Ученики притихли, взглянули на хрупкую, миниатюрную учительницу с искренним удивлением и уважением.
Позже О.В. Ушакову назначили классным руководителем этих ребят. Спустя год или два повзрослевшие школьники признались, какое сильное впечатление произвело на них знакомство с ней. Очень быстро Ольга Валерьевна сумела подобрать подход к детям, увидев горящие, заинтересованные взгляды, почувствовала силу, прилив энергии, сильное желание как можно больше дать знаний внимавшим ей девчонкам и мальчишкам. Преподаватель химии охотно соглашалась посещать все предлагаемые курсы, семинары. Ездила на образовательные слёты в Тамбов, Москву… Всю информацию впитывала, как губка, и доносила её до своих учеников. Учителя привлекали новые подходы к работе в школе. Уважая классические методы в преподавании, она всё чаще стала применять новаторские. Особенно импонировало Ушаковой такое ведение уроков, когда ученики не просто получали знания, а думали, искали, отказывались от стереотипного мышления, активизировали умственную деятельность в поисках той самой истины, которую так часто принято школярам преподносить разжёванной, уже готовой и потому немного пресной. Так в кабинете химии нередко стали практиковаться уроки-лаборатории. Работать на них оказалось на редкость увлекательным занятием. Юные исследователи под руководством своего наставника то открывали тайну загадочной Долины смерти в Австралии и приходили к выводу, что виной гибели людей стала радиация, рассматривали последовавшие за этим умозаключением химико-физические аспекты, то углублялись в вопросы, ответы на которые полезно знать каждому для сохранения своего здоровья. Например, рассматривая тему о среде водных растворов, в качестве образцов школьники использовали растворимый и натуральный кофе, чай, молоко, газировку, определяли, как эти напитки влияют на организм людей, что можно пить больному с язвой желудка, а от чего придётся отказаться.
Дополненные разнообразными опытами, практическими занятиями уроки для многих мальчиков и девочек оказались настолько увлекательными, что они ещё более охотно потянулись в открытое при второй школе научное общество учащихся «Совёнок», которое как раз возглавила О.В. Ушакова. «Совёнок» приоткрыл для школьников путь в науку. Среди его членов немало призёров, участников конкурсов областного, всероссийского, международного масштаба. Гордится педагог успехам, например, Вали Суняйкиной, которая вместе с ещё двумя школьницами нашей области представляла Тамбовщину на Всероссийском форуме в Ярославле «Будущие интеллектуальные лидеры России» и не так давно вместе с десятиклассницей Марией Балашовой участвовала в собравшем талантливых детей со всех уголков страны фестивале науки и искусства «Творческий потенциал России». Радуется Ольга Валерьевна и за других учеников. Призывает всех ребят смелее участвовать в конкурсах, которые помогают развиваться, обогатить свой жизненный опыт, учат быть мудрее, не огорчаться проигрышами, стремиться к самосовершенствованию и при условии, если всё сделано на «отлично», окрыляют, дарят уверенность, вдохновляют на новые свершения.
Сама педагог уже давно следует этому призыву. В 2006 году она стала победителем областного конкурса «Педагог-эколог». В 2010-м сначала в муниципальном, а затем областном конкурсе получила звание «Учитель года» и представляла свой край на всероссийском конкурсе в Магнитогорске. В копилке достижений учителя немало и других призовых мест за достойное участие в областных, всероссийских интеллектуальных состязаниях. Недавно О.В. Ушакова была награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». «Я энергичный, деятельный человек, - признаётся она и вспоминает, - с детства старалась везде успеть: училась на одни пятёрки, одновременно ходила в музыкальную, спортивную школы, в Доме пионеров занималась танцами. Активную жизненную позицию продолжила занимать, и став взрослой. Но, как любому человеку, и мне присущи слабости. Иногда неожиданно накроет чувство усталости, захочется покоя, тишины. Тогда в эти редкие минуты мысленно повторяю любимые строки из стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!».
Главной же своей победой наша героиня считает удачные, интересные уроки, а также замечательных учеников, многие из которых полюбили химию и выбрали этот предмет как обязательный для сдачи ЕГЭ. Одни ребята поступили или только собираются поступать в медицинские вузы, другие решили стать экологами, а кто-то по примеру О.В. Ушаковой преподавать сложный, но очень нужный и увлекательный предмет в школе. А как иначе? Настоящий учитель всегда ведёт за собой учеников и в будущем, как это ни прозвучит на первый взгляд высокопарно, имеет своих последователей. Так было и с нашей героиней. Кто знает, окунулась бы она с головой в точную науку, если б не встретилась на её жизненном пути учитель Ирина Борисовна Орликова? Ольга, закончив школу №1, захотела углублённо изучать химию и поступила в Мичуринский государственный педагогический институт. Уверенность в том, что не ошиблась с выбором профессии, окрепла после общения на занятиях с преподавателями М.А. Золотовым, Л.П. Петрищевой, Т.А. Шиковец, а также после присутствия практиканткой на уроках Л.И. Абраменко в 23-й школе (ныне структурное подразделение средней школы №15).
Быстро пролетит весна, зазеленеют улицы, сады, ученики уйдут на каникулы. Ольга Валерьевна, возможно, отправится в очередную экскурсионную поездку с семьёй или на ставший отдушиной дачный участок. А может быть, совместит одно с другим. Но как бы ни хорошо ей было во время отдыха, она успеет соскучиться по своим ребятам, классу, звонкам и переменам, учебной деятельности и будет ждать начала нового учебного года. По-другому и невозможно, ведь школа давно стала ей вторым домом, и быть учителем - её призвание!