Лента новостей
Статья28 февраля 2013, 01:00

И невозможное возможно

Директор средней школы №7 Е.И. Рыбальченко.
Директор средней школы №7 Е.И. Рыбальченко.

С 2011 года в расположенной на улице Полтавской средней школе №7 начали происходить разительные перемены: учреждение вошло в целевую программу "Доступная среда". Из федеральных средств для реализации проекта был выделен 1 миллион 300 тысяч рублей и около 10 миллионов поступили от администрации города по федеральной программе развития Мичуринска как наукограда Российской Федерации. Изменения вершились не только в здании, но и в сознании работающих в нём педагогов, которые всем сердцем откликнулись на идею совместного образования здоровых школьников и ребят с ограниченными физическими возможностями. И вот уже события, происходящие в учебном заведении, начали влиять на судьбы некоторых мичуринцев…

С сыном
за одной партой

В школе царит радостное оживление: звонкие детские голоса заполнили коридоры, лестничные площадки, кабинеты. Особенно весело на переменах малышам. Но вот раздаётся звонок, настойчиво призывающий всех на урок. Школьники спешно заходят в классы, рассаживаются по своим местам. В кабинете 1-а класса за одну из последних парт вместе с учеником садится высокая черноволосая женщина. Дети не удивляются, не оглядываются назад. Все давно привыкли к тому, что вместе с Толей Ивановым (здесь и в дальнейшем имена детей и родителей изменены) на занятия приходит его мама. У Толика нарушен контакт с окружающими, ведь он ребёнок-аутист и посещать учебное заведение без близкого человека просто-напросто не смог бы.
Татьяна Николаевна о том, что её сын особенный, не такой, как все, стала догадываться, когда ребёнку исполнилось года четыре. Мальчик, кроме неё, упорно отказывался замечать окружающих. Мать вместе с сыном побывала на консультациях у многих врачей: в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове. Нигде не предложили ей чудесной пилюли, излечивающей от аутизма. Но, несмотря на это, женщина мечтала, чтобы её малыш учился вместе с другими детьми в обычной общеобразовательной школе. Буквально каких-то пару лет назад это считалось абсолютно невозможным. Но то, что вчера казалось неосуществимым, сегодня стало вполне реальным. В седьмой школе появился первый класс инклюзив, в котором педагог работает по специальной программе, подстраивающейся под особые возможности здоровья каждого ребёнка.
Учитель начальных классов Галина Анатольевна Недобежкина с чувством рассказывает о своём отличном от других ученике. "Когда мне сообщили, что в моём классе будет обучаться ребёнок аутист, я сильно разволновалась: справлюсь ли? Сразу же начала искать специализированные статьи, публикации на тему аутизма. Перечитала много, но во всех лишь какие-то общие фразы и ничего конкретного, дающего ясность. К началу учебного года готовилась тщательно. Ведь в класс набрано 26 девчонок и мальчишек и, помимо Толи, ещё трое нуждающихся в особом к себе подходе, каждому из этих первоклашек требуется индивидуальная программа. И всё же сложнее всего было с Толиком. Мне очень хотелось ему помочь. Но ребёнок словно не видел меня и совершенно не воспринимал как учительницу. Для него существовала лишь его мама. Я же не отчаивалась и как могла старалась сдвинуть сложившуюся ситуацию с мёртвой точки. Каждое, хотя бы маломальское, изменение в общении с ним считала маленькой победой. Постепенно стала замечать, что мальчик, подобно бутончику, раскрывается: реагирует на меня, внимательно следит за тем, что говорю. Я почувствовала, когда Толю можно будет попросить прочитать текст в учебнике. И он действительно стал читать! Особенно запомнился новогодний утренник. Именно в этот день Толя по-настоящему проникся ко мне доверием. Он водил вместе со всеми ребятами хоровод и при этом крепко-накрепко держал меня за руку. В эти минуты я с трудом сдерживала слёзы радости. В ребёнка надо верить, и тогда всё получится!".

Поздний старт
не повод
для отчаяния

Как сообщила мне директор средней школы №7 Елена Ивановна Рыбальченко, в сентябре этого года в возглавляемом ею учебном заведении появится ещё один класс инклюзив. Его будущие ученики (обычные и с особыми возможностями здоровья) сейчас проходят предшкольную подготовку. Елена Ивановна предложила мне познакомиться с одним из мальчиков, имеющим диагноз задержка психического развития, и его мамой Ириной Леонидовной. Мать рассказала о том, что Никита родился очень болезненным. Сначала даже не двигался. Отсюда и его проблемы со здоровьем. Всему обучался медленно: позже, чем сверстники, заговорил и многое другое освоил с запозданием. Сейчас мальчику уже девять лет, но по биологическому возрасту он равен шестилетнему ребёнку. Никитка второй год подряд ходит в нулевой класс. Он хорошо знает все буквы и начинает потихоньку осваивать чтение. Когда идёт по городу, не пропускает ни одной вывески без того, чтобы не узнать, что же на них написано.
Раскрасневшаяся от волнения мама Никиты эмоционально говорит о самом сокровенном:
- В этой школе нам не просто обещают, но и реально поддерживают, помогают! Считаю, что инклюзивное образование необходимо. Нужно таким детишкам, как мой, давать шанс развиваться в нормальной школе рядом с обычными детьми! Да и здоровым ребятам это пойдёт на пользу, поможет стать гуманнее, добрее.
- А вы знаете, что дети с задержкой психического развития, бывает, о некоторых вещах, явлениях имеют представление побольше, чем другие ребята? - вступает в разговор учитель предшкольной подготовки Людмила Ивановна Рогова. - Дело в том, что родители особенных девчонок и мальчишек очень часто уходят с работы, отказывают себе в личном свободном времени, полностью посвящая себя им.
- Никит, расскажи нам, нравится ли тебе учиться или, может быть, не очень? - обращается педагог к внимательно слушающему всё это время разговор ребёнку. Круглолицый мальчуган никак по комплекции не тянущий на девять лет, с умными внимательными глазами, слегка застенчиво улыбаясь, признаётся в том, что очень любит школу и даже во сне видит дорожку, по которой идёт к ней. Делится он и своей самой заветной давней мечтой: "Когда вырасту, стану поваром".
Поздний старт далеко не всегда говорит о неудачном финише. И в истории немало тому примеров. Самый яркий из них - Альберт Эйнштейн. Как известно, в детстве гений долго учился говорить, в семилетнем возрасте мог лишь повторять короткие фразы. И даже в девять он говорил недостаточно бегло. Разумеется, не каждый ребёнок с особыми возможностями здоровья - будущий Эйнштейн, но для любого нужно создать условия, благоприятствующие его всестороннему развитию.

“Добро пожаловать” -
теперь для всех

Как ранее уже упоминалось, для того, чтобы в седьмой школе могли учиться дети с различными нарушениями здоровья, в учебном заведении предпринято всё возможное. Педагоги во главе с директором Е.И. Рыбальченко прошли необходимые курсы в Тамбове и дистанционно в Московском психолого-педагогическом институте. В школе введена новая ставка учителя-дефектолога, на которую принят опытный специалист Л.А. Абрамова. Для слабовидящих, слабослышащих и ребят с ДЦП закуплена компьютерная и другая техника. Появились в образовательном учреждении также туалет для детей-колясочников, раздевалка, комната отдыха. Теперь вход в школу: обычный со ступеньками и специальный с пандусом сделан на новом более выигрышном с архитектурной точки зрения месте. Капитальные ремонтные работы коснулись всего учебного заведения.
В следующем учебном году в седьмую школу придёт учиться первоклассница с ДЦП. К счастью, ей не нужны ни пандус, ни многие другие из имеющихся приспособлений. Но если в этом учебном заведении захочет обучаться ребёнок с ещё более серьёзными проблемами здоровья, то никаких препятствий для него не будет, ведь здесь для каждого всегда открыты двери!

Тем временем


В 2010 году в Тамбовской области был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Сейчас в нём обучаются 208 ребят, работают 130 педагогов.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов размещается в нескольких кабинетах в региональном институте повышения квалификации работников образования. Здесь оборудованы специальные кабины, в каждой из которых учителя с помощью современных средств связи ведут уроки по предметам, входящим в образовательную программу. Подобные уроки проводятся для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут покинуть свой дом и посещать школу. Каждому ученику дома также оборудуют современное рабочее место - устанавливают комплект дорогостоящей техники, с помощью которой он может постигать азы знаний. Всё это делается на средства федерального бюджета. В 2012 году, например, на эти цели Тамбовская область получила около 18 миллионов рублей.
По словам специалистов, за три года реализации проекта сделано многое. В частности, создана нормативная база дистанционного обучения детей-инвалидов, база технического сопровождения, разработаны методики проведения дистанционного занятия, созданы информационные площадки.
Хочется напомнить, что в соответствии с Указом Президента РФ №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" каждый ребёнок должен быть обеспечен доступным и качественным образованием. Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. И, по мнению тамбовских специалистов, следующим шагом в работе Центра дистанционного образования детей-инвалидов станет предоставление им профессионального образования.

Екатерина ЗАЕВА.
Управление пресс-службы и информации администрации области.

Автор:Юлия Голышкина