"Я так и не научилась отдыхать"

04 декабря 2008, 13:36 3302

Как часто приходится слышать:"Тяжёлая судьба, счастливая или горькая судьба". А что такое судьба? Одни говорят, что это стечение жизненных обстоятельств, другие - предопределение свыше, третьи и вовсе считают, что судьбу можно предсказать по линии жизни на ладони. У одних эта линия прямая, но короткая, у других длинная и ломаная. К судьбе человека, о котором пойдёт речь, можно отнести пожалуй, все три определения.
 
Герой моего повествования Сергей Сергеевич Сафронов родился 2 декабря 1938 года в городе Ржеве Тверской области. Его мама работала воспитателем в детсаду, отец служил кадровым офицером в Военно-воздушных силах. Счастливые молодые родители души не чаяли в маленьком сынишке: частенько радовали его новыми игрушками и сладостями (отец постоянно приносил сыну настоящий шоколад).
Безмятежную жизнь семьи Сафроновых оборвала внезапно начавшаяся Великая Отечественная война. В июне 1941 года лётная часть отца стояла на границе с Польшей. Всех детей военнослужащих, в том числе и Серёжу, которому было два с половиной года, вывезли в глубь страны; матери добирались своим ходом, кто как мог. Ребятишек распределили по детдомам. Серёжу привезли в город Куйбышев.
В одночасье оторванные от родного дома, отцов и матерей, дети испытали настоящий стресс, последствия которого, а именно чувство тоски, душевной боли, страха одиночества ещё долгие годы преследовали Сергея Сергеевича.
В 1943 году мать нашла своего сына. Она целый год работала на Куйбышевском военном заводе. Тогда же получила извещение о гибели мужа. Через год, узнав об освобождении Брянска, решила уехать с сыном на родину. Перед отъездом зашли на местный рынок, чтобы закупить продуктов в дорогу. Там увидели слепых скрипачей. Серёжа остановился как вкопанный. Красивый голос скрипки поразил сознание мальчика и, пожалуй, предопределил его жизненный и творческий путь. Некогда крупный промышленный город Брянск встретил Серёжу и его маму руинами. Жить пришлось первое время у родственников в тесной землянке, а затем на квартире. Долгожданная весть об окончании войны облетела город ещё ночью. Сергей Сергеевич вспоминает: "Люди высыпали на улицы и площади. Они плясали, обнимались, смеялись и плакали от великой радости".
Осенью 1945 года Серёжа Сафронов пошёл в первый класс общеобразовательной школы и параллельно стал посещать художественный кружок при областном Доме пионеров. Научился рисовать карандашом, акварелью, маслом. Однако желание играть на музыкальном инструменте было сильнее всего. Подвернувшийся однажды случай изменил судьбу увлечённого ребёнка.
Мама долго откладывала деньги на покупку сыну зимнего пальто (плохо одетый мальчик часто простужался и болел). В один из выходных дней пошли на рынок. Вдруг до Серёжи донеслись звуки аккордеона. Безногий солдат лихо играл на трофейном инструменте. Серёжа забыл обо всём на свете. Стал слёзно умолять маму купить аккордеон. Зная настойчивый характер сына, мать сдалась… За один год, не зная нотной грамоты, Сергей научился прилично играть, изучил весь ходовой репертуар, чем несказанно обрадовал родных и знакомых.
В десятилетнем возрасте сбылась мечта мальчика. Сергей сам подал заявление в музыкальную школу им. Чайковского по классу скрипки. Ходить на занятия приходилось пешком, преодолевая каждый раз расстояние в восемь километров туда и обратно. Часто экономил деньги на завтраках, чтобы купить ноты. Не пропускал ни одного занятия. Учился на "отлично". Способности Сергея скоро заметили и пригласили играть в городские симфонический и народный оркестры. Появились первые деньги. Жить стало легче.
Вот и последний школьный звонок. Выпускники стояли на пороге взрослой жизни. Перед Сергеем Сафроновым не возникла дилемма, куда пойти учиться, какую выбрать профессию, - профессия выбрала его сама. Однако судьба распорядилась по-своему и изменила линию жизни юноши. Брянское музучилище, в которое Сергей хотел поступить, было закрыто ещё с начала войны, а жизнь и учёба в другом городе требовали немалых финансовых затрат. Чтобы не терять времени, Сергей поступил в Брянский техникум автомобильного транспорта. Успешно закончил его, получил диплом механика. В том же 1958 году он наконец-то поступил в музучилище города Смоленска на отделение скрипки. За отличную учёбу ему платили две стипендии. Студенты за спиной называли его профессором - уж очень был серьёзным и занятым человеком Сергей Сафронов.
 
* * *
 
В городе Ельня, куда по направлению приехал Сергей Сергеевич, в музшколе работала его будущая супруга Маргарита Анатольевна. В 1967 году они поженились, а через три года на свет появилась дочь Аня. Надо было срочно решать жилищный вопрос. И молодая семья переехала в Брянск. Сергей Сергеевич возглавил работу фокинской музшколы. Ему предоставили двухкомнатную квартиру. Педагог с большим рвением взялся за дело. В короткий срок был создан духовой оркестр преподавателей, впоследствии ставший лучшим в области, проводились концерты, конкурсы. Сергей Сергеевич легко совмещал свою работу с заочным обучением в Тамбовском музучилище им. Рахманинова на отделении балалайки.
Прошло шесть лет… Семья Сафроновых переехала на родину Маргариты Анатольевны - в город Мичуринск. Сергей Сергеевич занял место директора в первой музшколе и одновременно поступил на заочное обучение в Мичуринский пединститут на факультет педагогики и методики начального обучения. Работа оказалась нелёгкой. Коллектив школы был разрозненным. Вводимые новым директором реформы воспринимались в штыки. Посыпались анонимки, недовольные письма в горком партии. Несколько раз вызывали на ковёр по поводу беспартийности. Но Сергей Сергеевич имел своё мнение на этот счёт: "Вступить в партию только для того, чтобы удовлетворить свои амбиции, - скучно. А беспартийность совсем не мешает работе". И он доказал это. Были организованы оркестр народных инструментов, симфонический и духовой оркестры - всего одиннадцать коллективов. Детям стало интересно учиться.
 
* * *
 
Пытливый ум не знает отдыха. Задумал С.С. Сафронов построить ещё одну музыкальную школу в районе Второго Мичуринска. Съездил в Министерство культуры. Москва дала добро. Поддержало директора руководство завода "Прогресс" - выделило на строительство школы деньги. Тем временем в ДК "Прогресс" Сергей Сергеевич организовал детский ансамбль русских народных инструментов "Коробейники", впоследствии становившийся сорок восемь раз лауреатом областных, республиканских, всесоюзных конкурсов. Забегая вперёд, скажу, что в 1989 году ансамбль наградили премией имени Зои Космодемьянской, а в 1990-м коллектив был удостоен поездки на всесоюзный конкурс в "Артек", где занял первое место в СССР. Сергею Сергеевичу Сафронову присвоили тогда звание "Заслуженный работник культуры России".
Много воды утекло с тех пор. Изменилась жизнь, люди, их взгляды. Неизменными и преданными своему делу остаются немногие. Среди них и С.С. Сафронов.
В кабинете Сергея Сергеевича рабочая обстановка. С нескрываемым удовольствием рассказывает о значительных переменах, произошедших в школе искусств. Настроение у Сергея Сергеевича приподнятое. Он проводит экскурсию по школе: вот небольшая типография, а вот богатая библиотека, музей, стенды которого не вмещают в себя все награды, дипломы, премии и благодарственные письма в адрес учащихся и их директора. Заходим в большой концертный зал, торжественность которому придают написанные маслом портреты великих композиторов, красивые подсвечники на стенах, три рояля, стоящие на сцене, один из которых - электронный. В этом зале ежегодно проводятся конкурсы (областные, региональные) по произведениям композитора С.С. Сафронова, ставятся спектакли, балеты, музкомедии, мюзиклы и оперы на его музыку в сопровождении малого детского симфонического оркестра. За полвека плодотворного и кропотливого труда С.С. Сафроновым создано 13 народных ансамблей и оркестров, два симфонических оркестра, один - детский оперный.
Способности Сергея Сергеевича многогранны. Не отрываясь от преподавательской деятельности, он написал около 400 произведений. Среди них этюды для аккордеона "Юлькин альбом", сто этюдов для балалайки, музыка к балетам, спектаклям, детским операм. Сергей Сергеевич составил двадцать одно учебное пособие по балалайке и аккордеону, за что весной этого года на открытом Балакиревском конкурсе в Москве был удостоен звания члена-корреспондента общественных наук и награждён золотой медалью.
- Сергей Сергеевич, вы когда-нибудь отдыхаете? - несколько удивлённо и с нескрываемым восхищением спрашиваю собеседника. - И как вам удаётся охватить такой большой объём работы?
- Знаете, за всю жизнь я так и не научился отдыхать. У меня нет выходных, праздников, отпусков. Я прихожу в школу раньше всех, а ухожу затемно. А ещё часто работаю дома по ночам, когда приходят в голову хорошие творческие идеи. Я очень доволен своим коллективом - командой из одиннадцати преданных своей профессии преподавателей, которые помогают осуществлять все мои проекты. Среди них работает завучем моя дочь Анна Сергеевна. С этими людьми я советуюсь в трудную минуту. Но думаю, что ещё не до конца сделал свою школу настоящей. Ещё много впереди интересных замыслов, решений. А ведут меня по жизни те слепые скрипачи.
Будьте здоровы и счастливы, уважаемый Сергей Сергеевич, и пусть ещё долгие годы ведёт вас по жизни Вера, Надежда, Любовь.