Ищем таланты

15 декабря 2010, 23:00 2043
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru (СР, 12/15/2010 - 16:06)

О.А. Алпатова

"Какая это мука - воспитывать детей", - частенько повторяла домомучительница фрекен Бок из сказки про Малыша и Карлсона. Увы, большинство из нас с ней согласятся. Забота о подрастающем поколении, как и многое другое, тяжёлым грузом лежит на хрупких женских плечах. Чем умнее становятся наши детки, тем сложнее ими управлять, быть для них примером. Самое лучшее в такой ситуации - посоветоваться со знающим человеком. Ольга Анатольевна Алпатова - профессионал в области педагогики. Она - заместитель директора Мичуринского лицея-интерната, руководитель Центра по работе с одарёнными детьми и преподаватель математики одновременно. Кроме того, как мать взрослого сына, она в курсе всех нюансов воспитательного процесса.

- Ольга Анатольевна, вы живёте в очень напряжённом ритме. Неужели у вас остаётся время на что-то ещё, кроме работы?
- Я давно заметила: чем меньше времени, тем больше успеваешь сделать. Например, утром за один час я собираюсь на работу, готовлю обед и ужин. Семье уделяю внимание в основном в выходные дни. В тёплое время года мы выезжаем на дачу. Там у нас  цветочные поляны, затейливые дорожки, декоративные лесенки - красота, одним словом. Труд на свежем воздухе отвлекает от будничных дел и наполняет новыми силами. Иногда выкраиваю время на вязание, походы в театр, вместе с сыном участвую в скаутском движении.
Что же касается ритма, то его диктует суровая необходимость: чтобы жить в достатке, приходится много трудиться. Но мне не привыкать. Я с детства была деятельным человечком, ещё дошкольницей помогала маме и сестре делать ремонт и всякую другую работу по дому. По этому же принципу мы с мужем Владиславом воспитали и сына Артёма. С малолетства вовлекали его в круг общих семейных дел, никогда не расценивали ребёнка как помеху, всюду брали его с собой.

- А какую роль вы отводите бабушкам и дедушкам?


- По этому вопросу у меня однозначная позиция. Общаться с бабушками и дедушками необходимо, но оставлять ребёнка на их попечение нельзя. Ответственность за воспитание полностью лежит на родителях.

- Какие качества вам удалось привить сыну?

- В первую очередь я бы отметила самостоятельность. При моей тотальной занятости это важная черта. Надо учиться доверять детям и не контролировать их по пустякам. В старших классах Артём уже многое делал по хозяйству, да и на даче его помощь была очень ощутима. В настоящее время он - студент-первокурсник Воронежского архитектурно-строительного университета по специальности "Проектирование зданий".

- Ольга Анатольевна, вы работаете с одарёнными детьми. Посоветуйте, как и когда  разглядеть в собственном отпрыске искру Божию?

- Способности ребёнка видны уже в шесть-семь лет. Если взрослые их не замечают, пусть пробуют наугад разные направления, что-нибудь в итоге обязательно заинтересует их чадо. Дополнительное образование имеет много плюсов, оно расширяет кругозор, учит грамотно распоряжаться временем, вырабатывает целеустремлённость. К примеру, в четвёртом классе мы записали своего Артёма в школу искусств на музыкальное отделение по классу скрипки. Освоение музыкальной грамоты и общение с талантливым педагогом принесли очень хорошие плоды. В восьмом классе мы посоветовали сыну заняться физической подготовкой. Дело в том, что в детстве он много болел. Так вот, занятия в тренажёрном зале заметно укрепили его здоровье. Ну а в десятом и одиннадцатом классах мы сконцентрировались на учёбе.

- Откуда же взялась архитектурная составляющая?


- Это отдельная история. В шестилетнем возрасте наш сынишка стал придумывать интерьеры. Листая мой любимый журнал "Идеи для вашего дома", он, копируя увиденные иллюстрации, рисовал квадратики, а в них схематично изображал двери, окна, мебель. Наверное, это и стало первым шагом к профессии архитектора.

- Что ещё необходимо для формирования счастливой личности?


- Кроме таланта, обязательно должна быть развита практическая жилка. Если умный человек оторван от жизни, он не найдёт своё место в ней. Нужно учиться строить отношения с окружающими, чтобы не бояться новых людей и непривычных обстоятельств. Развивайте в детях любознательность, а заодно развивайтесь и сами. Это тоже одно из слагаемых успешной педагогики.