История трудовых достижений и побед

29 октября 2012, 23:00 3068
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (10/29/2012 - 10:18)

У отечественного железнодорожного транспорта большая история, наполненная яркими событиями. Значительное место в ней по праву занимает Мичуринск 
как город железнодорожников (каждый четвёртый житель так или иначе связан с обеспечением работы стальной магистрали). Всякая история представляет интерес. Не исключение и история появления и развития железной дороги в нашем регионе. 

В середине 1860 годов Козлов был важнейшим хлебным центром России. А темпы вывоза сдерживались отсутствием современных транспортных средств. Возникла необходимость строительства железной дороги, которая могла бы решить эту проблему. За решение такой задачи взялось акционерное общество Рязано-Козловской железной дороги (учредитель П.Г. Фон-Дервиз). Строительство однопутной железной дороги от Рязани до Козлова началось в марте 1865 года. Работы велись небывалыми для той поры темпами, и уже к 4 сентября 1866 года был сдан в эксплуатацию 200-километровый участок железной дороги. По этому случаю на станции Козлов состоялось торжество. По свидетельствам его участников, первый поезд прибыл сюда из Рязани во втором часу дня. Его встретили с восторгом толпы горожан. В зале станционного здания по такому случаю состоялся праздничный обед, на котором присутствовали 200 человек, в их числе были тамбовский губернатор Н.М. Гартинг, П.Г. Фон-Дервиз, главный инспектор частных железных дорог в России А.И. Дельвиг, член инспекционной комиссии В.А. Панаев, издатель "Московских ведомостей" М.Н. Катков. А 5 сентября того же года на станцию Козлов прибыл первый грузовой поезд.
В связи со строительством железной дороги повысилась роль Козлова в экономике государства, что не могло не отразиться на увеличении численности его населения. В 1897 году оно превышало 40 тысяч человек. В городе тогда насчитывалось более 60 предприятий, на которых трудилось более двух тысяч рабочих.
С течением времени расширялось железнодорожное хозяйство. В 1866 году был построен небольшой деревянный вокзал, появились паровозоремонтные мастерские и депо. Продолжалось строительство железнодорожных путей, и 1 февраля 1868 года пошли поезда на Грязи, а 22 декабря 1869 года - на Тамбов. Основными товарами местного производства, вывозившимися из Козлова по железной дороге, были мясо, сало, кожи (ежегодно в скотобойнях забивалось более 80 тысяч голов скота), свечи, табак, мыло, вино. Но главным товаром оставался хлеб. Ежегодно его вывозилось до 5,5 миллиона пудов.
В 1870 году был построен второй путь железной дороги Рязань - Козлов, а в 1876 году - станция Кочетовка. В 1895 году пошли первые поезда на Сосновку. Новое здание вокзала, сохранившееся до наших дней, было построено в 1872 году. А в старом деревянном здании многие годы размещались кассы и зал ожидания.
На станции Козлов в те годы было всего два пути. На первый принимались проходящие поезда, на второй, тупиковый, поезда из Камышина и Смоленска. Со стороны Привокзальной площади размещался сад, который тянулся до главной проходной железнодорожных мастерских. Вдоль стройных аллей стояли удобные скамьи со спинками. По вечерам здесь проходили массовые народные гулянья. Сигналы поездов подавались колоколом. Перед выходом с вокзала на площадь был установлен киот с иконой благоверного князя Александра Невского, где пассажиры ставили свечи. Расстояние от Москвы до Козлова в 383 версты преодолевалось за 15 часов 36 минут. В 1914 году было построено второе вагонное депо (Новое депо).
После революции в 1918 году правительство Советской России приняло решение о национализации железных дорог. Большой урон стальным магистралям нанесла Гражданская война. Вот лишь один пример. Конный корпус генерала Мамонтова численностью 6 тысяч сабель и 3 тысячи штыков захватил Тамбов, Козлов, Раненбург. Казаки разрушили железнодорожные мосты на станции Никольское и на перегоне Никифоровка - Турмасово, в Козлове и Кочетовке уничтожили 60 стрелок, взорвали все паровозы, водокачки, вышки управления, сожгли более тысячи вагонов. А на станции Бенкендорф-Сосновка разгромили склады и уничтожили здание вокзала оригинальной архитектуры. Движение по железной дороге было почти полностью парализовано. В результате Первой мировой и Гражданской войн железная дорога пришла в упадок.
С наступлением мирной жизни началось её восстановление. А на 30-е годы приходится её бурное развитие. В 1936 году Московско-Рязанская дорога стала называться Ленинской, начали ходить первые более современные на то время паровозы ФД. В 1938 году началось массовое жилищное строительство в посёлке железнодорожников Кочетовка. Строительная организация "Жилстрой" возвела большое количество 4-квартирных домов для тружеников стальных магистралей.
Однако вскоре мирный труд был прерван начавшейся Великой Отечественной войной. Первая фашистская бомба упала на Привокзальную площадь в сентябре 1941 года, вторая - на территорию паровозоремонтного завода. В июле 1942 года бомба упала на сборочный цех вагонного депо Кочетовка. Поскольку через станцию Кочетовка непрерывно шли воинские эшелоны, она неоднократно подвергалась вражеским бомбардировкам. Для отражения налётов фашистской авиации в 1942 году был сформирован зенитно-пулемётный полк, штаб которого размещался в здании нынешнего филологического факультета пединститута. Первая рота первого батальона, защищавшая небо над Кочетовкой, была сформирована из мичуринских девушек. Первый массовый налёт вражеской авиации на станцию Кочетовка приходится на 8 июля 1942 года. Тогда 70 самолётов сбросили 330 бомб. А в ночь с 28 на 29 июля бомбёжка продолжалась 2 часа, после чего в течение трёх суток горели вагоны, цистерны с горючим, эшелоны с лошадьми, элеватор. Общая картина - реки огня.
Несмотря на ужасные условия работы, коллектив станции под руководством Героя Социалистического Труда Н.Р. Колобова обеспечивал эффективный пропуск военных эшелонов, за что в течение восьми месяцев удерживал Красное знамя Государственного комитета обороны и Народного комиссариата путей сообщения. И такой высокий результат был достигнут несмотря на то, что 40 прецентов коллектива составляли женщины. За трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны 35 работников станции удостоены правительственных наград.
В 1945-1949 годах осуществлялось восстановление пострадавшего в годы войны железнодорожного хозяйства. В 1953 году Мичуринское отделение дороги вошло в состав ЮВЖД. Началась коренная реконструкция железнодорожного транспорта. В 1967 году станция Кочетовка стала победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Ей вручены на вечное хранение Красное знамя и Почётный знак.
В настоящее время Мичуринский регион ЮВЖД, возглавляемый В.С. Захаровым, - один из крупнейших в стране. А станция Кочетовка - одна из девяти крупнейших сортировочных станций сетевого значения в России. Мичуринские железнодорожники, продолжая традиции предыдущих поколений тружеников стальных магистралей, продолжают добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.