Жить в России и не знать ничего о реформе ЖКХ невозможно. Она наше всё: беда и радость одновременно. Итак, суть реформы проста и вполне логична: собственники помещений приобретают не только все права и обязанности, связанные со своим недвижимым имуществом, но и право выбора того, кто его будет обслуживать.
Пожалуй, с управляющими компаниями здесь и были связаны главные надежды. Вроде как если вам не нравятся государственные и муниципальные предприятия с их забюрокраченностью, давайте отдадим всё в коммерческие структуры.
Цель управления жилыми домами сформулирована правильно - обеспечение для жильцов комфортного проживания, предоставление качественных коммунальных услуг при минимальной оплате. Предполагалось, что граждане начнут выбирать только самые лучшие, самые надёжные управляющие компании. Те, в свою очередь, начнут конкурировать между собой, бороться за собственников. Становясь с каждым днём всё надёжнее и качественнее. Не получилось...
В Мичуринске начиная с 2008 года было создано сразу несколько управляющих компаний. Основные из них получили значительные преференции в виде практически бесплатно переданного им в пользование муниципального имущества. Начальный нулевой баланс по расчётам с поставщиками коммунальных ресурсов - тоже немалый плюс. Однако все эти и другие плюсы плавно переросли в один большой минус. За пару лет с начала деятельности у управляющих компаний неожиданно стали расти долги. И началась чехарда с их преобразованиями. К примеру, у ООО «Наш дом» появился двойник ООО «Наш дом-1». Во главе этих управляющих структур оказались одни и те же люди, месторасположение – по одному и тому же адресу, а вот зарплаты руководители этих коммунальных компаний получают сразу в двух организациях. Не потому ли, что прозрачность расходования управляющими компаниями денежных средств, поступающих от населения, покрыта завесой густого тумана?
Или ещё пример: отопительный сезон закончился месяц назад. Подготовка к новому ещё не началась. А с 12 мая в половине города нет горячей воды. На вопрос, почему основное теплоснабжающее предприятие города МУП «Теплосервис», а вслед за ним и ООО «Уют-М» прекратили подачу в многоквартирные дома этого жизненно необходимого коммунального ресурса, получен ответ: причина - неплатежи управляющих компаний по договорам. У названных выше ООО «Наш дом» и ООО «Наш дом-1» перед МУП «Теплосервис» долги в 15 732 707 и 10 061 027 рублей соответственно, у ООО «СервисКомп» - 5 258 084 рубля, у ООО «РусСервис» - 3 477 643 рубля и так далее.
В своём последнем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и повысить эффективность контроля в жилищно-коммунальном секторе. Для решения этой проблемы компании, которые занимаются управлением многоквартирными домами, должны будут до 1 мая 2015 года получить лицензии. В противном случае им придётся уйти с рынка. Такой законопроект уже обсуждается Государственной Думой.
Все ли управляющие компании, занимающиеся коммунальным обслуживанием рядовых жителей городских многоэтажек, пройдут лицензирование? Соответствует ли их работа новым критериям, изложенным в законопроекте? И что будет с домами, выбравшими компании, которые не пройдут сквозь сито государственной аттестации? Согласитесь, вопросов немало, а ответов на них пока нет.
Так может быть, пришла пора проанализировать полезный опыт соседних регионов, где десятки мелких управляющих компаний заменили единой управляющей компанией или службой единого заказчика, в которых и денежные потоки проследить легче, и функции по работе с ресурсоснабжающими организациями шире. И где работа идёт под контролем общественности, в частности, представителей российского «Народного фронта».
Именно с целью оптимизировать работу по управлению многоквартирными домами, сделать её прозрачной, понятной для населения, собрать все денежные потоки в одно русло под контролем и при непосредственном содействии представителей общественности и создана в нашем городе Мичуринская единая управляющая компания. Недавно в неё уже вступило и «Кочетовское домоуправление».
Одним из многочисленных инструментов управления здесь будет служить чёткая обратная связь с потребителями услуг, работа с их жалобами и обращениями, регулярная отчётность и подконтрольность деятельности собственникам и общественным структурам. На эту прямую связь: собственник - управляющая компания и ориентирована созданная организация, ведь лучший контролёр – это сами жители, собственники. В эти дни проходит конкурс на соискание должности директора Мичуринской единой управляющей компании. Очевидно, что им должен быть руководитель с большим стажем работы в ЖКХ.
По всем интересующим вопросам и предложениям обращайтесь по адресу: г. Мичуринск, ул. 7 Ноября, 35. Тел. 4-16-15.