Лента новостей
Статья27 октября 2009, 00:00

Как сады кремлёвские "промичуривались"

Новостная программа Второго российского телевизионного канала. День праздничный - Господнее Преображение, яблочный Спас. А начало, как всегда на нашем телевидении, прискорбное. Драма с легендарной эскадрильей "Русские витязи". Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Фанатики-националисты, рвущиеся к власти в Ингушетии, взрывают штаб республиканской милиции автомашиной, управляемой смертником. В соседней Чечне схватка с бандой подполья, трупы с обеих сторон. Загадочная история с пиратским захватом российского торгового корабля, настигнутого нашим военным кораблём у западных берегов Африки. Словом, помилуй нас и сохрани, Господи…
И во мраке этом - свет светлый: Преображение. Служба Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя. Новости, как россияне отмечают яблочный Спас…
Признаться, от несообразности происходящего в грешном нашем мире я не сразу вник в смысл и содержание показанного телерепортажа из большого яблоневого сада, вида и обилия в нём превосходных яблок. Оказалось - сад Кремлёвский, и рассказывает о нём кто-то вроде главного садовника.
И сразу вспомнилась последняя перед её кончиной встреча моя с кандидатом биологических наук Людмилой Иосифовной Горшковой, дочерью выдающегося учёного-мичуринца, доктора биологических наук Иосифа Степановича Горшкова, на протяжении трёх десятков лет возглавлявшего Центральную генетическую лабораторию им. И.В. Мичурина.
Было это в начале 2001 года. Город отмечал 105-ю годовщину со дня рождения учёного и организатора современного садоводства. Вспоминая об отце, его частых поездках в Москву, командировки в ВАСХНИЛ, Тимирязевскую сельхозакадемию с отчётами и прочей научной и хозяйственной надобностью, она как бы невзначай упомянула Кремль:
- У него там друг был, что-то вроде завхоза, фамилию не помню…
Тут, не удержавшись, я пошутил:
- Вроде Пал Палыча Бородина при Ельцине?
- Да, похоже… Бывало, приедем в столицу, остановимся в гостинице и - в Кремль, посмотреть, как наш сад перезимовал. Осмотрит отец, его, между прочим, даже кремлёвским садовником прозвали, о чём надо поговорит, а потом на кремлёвской машине едем кому куда надо. Отец по делам, а я в магазины, музеи… Даже на послевоенной выставке дважды спасённых шедевров Дрезденской картинной галереи в Музее изобразительных искусств им. Пушкина однажды посчастливилось побывать. Папа достал пропуск, и я несколько часов наслаждалась вечным чудом искусства…
Вспомнилось и подумалось: а нет ли в том саду наших мичуринских сортов? Выведенных если не его учениками, то хотя бы на основе его гибридов, методов скрещиваний, воспитаний и отбора.
Должны быть. Как и повсюду в России, Московской области, Москве. Кремле московском и в садах его - в том числе. Вот ставший хрестоматийным эпизод из жизни Ивана Владимировича, запечатлённый в воспоминаниях личного секретаря великого селекционера А.Н. Бахарева.
"…Было это зимой 1925 года. Разбирая утром полученную почту, Мичурин был удивлён, когда в ворохе газет, журналов, бандеролей и писем оказался конверт с именем Демьяна Бедного… На именном в четверть листа бланке поэта машинописный текст письма… Поэт писал:
"Глубокоуважаемый чудотворец!
Прошу у Вас внимания относительно вот чего. Возымел желание обзавестись садиком. Тем более что рядом семейство Горбунова-Совнаркомовского начинает всю московскую губернию "перемичуривать". Попытаюсь и я. Благо есть немец-садовод под боком. Может, что и выйдет, чему я буду крепко рад. Посылаю с письмом маленький заказ и наилучшие пожелания.
С приветом,
Демьян Бедный.
…Ах, да, о деньгах! Счёт направьте по кремлёвскому адресу (см. выше), и я немедленно вышлю стоимость". (А.Н. Бахарев. "Мичурин в жизни". Издательство "Знание". 1980.).
Заказ единственного стихотворца, за всю историю России удостоившегося чести жить в Кремле (был ещё, правда, один, это "К.Р." - Константин Романов, но ведь член императорской фамилии и жил в северной столице, в собственном дворце), был, разумеется, выполнен. Заместитель Мичурина Иосиф Степанович Горшков наступившей весной вышлет по кремлёвскому адресу (а, может, сам отвезёт - осталось неизвестным) вместе со счётом, личным письмом Ивана Владимировича, наставлениями, как сажать и ухаживать.
В книге Андрея Бахарева Мичурин, обсуждая увлечение высокопоставленного - аж из Кремля! - заказчика, ворчит:
"Неопытен, конечно, Демьян Бедный в садовом деле… Мм-д-а… Он, видишь ли,.. хочет взять себе в виде подпорки садовода-немца. Не-ет, садоводством в строгом смысле он заниматься не будет…".
Мне так и слышится в этой реплике потомственного дворянина Мичурина хоть и уважительная, но всё же ирония на в некотором роде барственное "желание обзавестись садиком" в не таком уж далёком прошлом сына церковного сторожа, а теперь самого, пожалуй, острого пера в официальном, кремлёвском, агитпропе. Иван Владимирович вдогонку письму-инструкции поэту сочиняет эпиграмму, заметно пародируя стиль политического, антиклерикального и социального сатирика:
Развенчано святое Бедняком
Демьяном-стихотворцем:
Никола признан чудаком,
Мичурин - чудотворцем.
Россия вышла на свой путь,
Её потребно разнемчурить,
Родные силы развернуть,
До корня промичурить!
Иван Владимирович не пошлёт этот свой экспромт Демьяну Бедному. Из скромности: "Ну какой я поэт?". И с тайной надеждой, что "шутка промичурить" вдруг "превратится в коренное преобразование садоводства Советского Союза".
Что же будет в посылке козловского чудотворца кремлёвскому стихотворцу? Саженцы лучших сортов яблони, груши, вишни и сливы Мичурина и его учеников. Из тех, что хорошо чувствуют себя в Московской, Тверской и Владимирской губерниях. Заметим: уже хорошо себя чувствуют. Ведь "промичуривание" северного российского садоводства началось задолго до советской власти.
В России было что "промичуривать" и "разнемчуривать". В 1898 году, двенадцать лет спустя после начала сотрудничества Мичурина с журналом "Садоводство", Брокгауз и Эфрон издают "Энциклопедический словарь - Россия". В статье "Садоводство" приводятся следующие данные. "Плодовые деревья и кустарники произрастают в России почти повсеместно, но в северной части преобладает разведение ягодных кустов. Из плодовых дальше всего на север заходит яблоня. Многие садоводы достигли в этом отношении замечательных успехов. Во многих местах центральной России разводят хорошие сорта яблок, слив и ягод, как у помещиков, так и у крестьян. Много фруктовых садов во всём течении Волги…". Так что поле деятельности для козловского селекционера по распространению своего опыта создания и выращивания плодовых растений, лучших по всем показателям (а это главное у Мичурина) даже в сравнении с самыми лучшими из числа народной селекции, в том числе и таких, как не знавшая себе равных курская антоновка, было широчайшим. И, конечно же, надо думать, не могли обойти авторские мичуринские сорта и кремлёвские сады.
В оригинальной, опубликованной во второй половине ХIХ века книге "Старая Москва" Михаила Пыляева, известного в своё время литератора, сотрудничавшего (80-90-е годы ХIХ столетия) в знаменитом Суворинском "Новом времени", есть отдельная глава "Московские сады". Там же и о кремлёвских садах немало интересного.
Главный из них, повествует Михаил Пыляев, был Васильевский, подходивший к самому устью Яузы. Его создателем, если верить преданиям, был сын великого князя Дмитрия Донского - Василий Дмитриевич. Сад этот примыкал к рекам Москве и Яузе, орошала его речка Сорочка, протекавшая через кремлёвский двор. Спаливший Москву хан Тохтамыш не тронул зелёный оазис столицы Московии, зато поляки выместили на нём своё позорное бегство из Кремля под ударами войск Пожарского и Минина. В Екатерининское время сад насчитывал девять тысяч редких ботанических растений. Чтобы только описать их, академику П.С. Палласу, автору капитального труда "Флора России", потребовался целый месяц пребывания в этом зелёном царстве.
В наше время Васильевский, нижний сад - часть Александровского сада Кремля. Его ли огромные старые яблони, обильно плодоносящие годами без периодов биологического отдыха - таковы сорта и таков уход, - показало нам телевидение 19 августа - в праздник Преображения, яблочный Спас?
Может быть, столь тесное отношение бывшего директора ЦГЛ им. Мичурина к Кремлёвскому саду всего лишь приятная для патриотического слуха мичуринцев легенда. Но то, что и при жизни Ивана Владимировича, а более всего после него с просьбами, подобно кремлёвскому жителю Демьяну Бедному, обращались немало государственных и партийных деятелей страны, крупных московских чиновников, не говоря уже о своих, областных, а также известных советских писателей-переделкинцев, - факт неоспоримый.
Поразительно, как меняется и обновляется жизнь. В том числе и великих идей. С немалым, наверное, удовлетворением сегодня узнал бы Иван Владимирович, а после него и Т.Д. Лысенко, насколько он был прав, проницательно угадывая в своих экспериментах с растениями роль в передаче наследственных признаков не одних только генов, но и клеток. Это замечательная, доказанная только в наши дни мысль о возможности выращивания организма из любой клетки тела.
Цветут, ширятся, плодоносят мичуринские сады, несмотря ни на какие страсти и страхи, которыми переполняет наши будни ХХI век. Недаром Преображение Господне символизируется яблочным Спасом. Налитыми солнечными соками плодами нашей деятельности на земле. На земле России, идущей по пути преображения к полноте своей жизни.

Автор:Виктор Кострикин