Лента новостей
Статья21 октября 2015, 04:00

Козловский Кулибин

По воспоминаниям современников, кабинет Мичурина был похож одновременно и на лабораторию, и на мастерскую металлоремонта, и на библиотеку. Словом, Политехнический музей в миниатюре. Но только здесь мог чувствовать себя комфортно этот удивительный человек, сочетавший в себе качества учёного, биолога, философа, селекционера, фотографа, художника, электрика, механика, конструктора, рационализатора, слесаря, плотника и даже врача.

Мичурин в рабочем кабинете. Фото из архива Дома-музея Мичурина.
Мичурин в рабочем кабинете. Фото из архива Дома-музея Мичурина.
“Всё, с чем я сталкивался, я старался улучшить”, - говорил о себе Иван Владимирович. Здесь, в кабинете, находились его рабочий верстак и токарный станок, здесь Мичурин изготавливал изобретённые им приборы, инструменты, сваривал детали при помощи им же изобретённой печи. Здесь же принимал своих многочисленных посетителей.
С первого взгляда могло показаться, что в комнате царил беспорядок, но это было обманчивое впечатление. Простота и целесообразность - основные правила в работе Мичурина. Всё у него находилось под рукой. За стёклами шкафов стояли книги, склянки, колбы, гнутые трубки, пробирки, банки, модели плодов и ягод.
На столах лежали рукописи, чертежи, рисунки, письма. Повсюду были расставлены аппараты и электрические приборы… В углах между шкафами - садовые вилы, лопаты, мотыги, опрыскиватели, секаторы и пилы. Во вместительных ящиках письменного стола в разных коробочках покоились часы, хронометры, шагомеры и секундомеры. Мичурин очень любил разнообразные механизмы, чему способствовала его почти 18-летняя служба по железнодорожному ведомству. Стены в его комнате были увешаны многочисленными часами, рабочими, бившими одновременно, но на разные голоса, и остановившимися ещё в XIX веке, показывавшими разное время, без циферблатов и стрелок.
Мичурин обожал копаться в металлических утробах различных приборов и механизмов.

Он с удовольствием чинил хронометры, швейные машинки и фотоаппараты, самостоятельно собирал часы (одни из них он подарил своему будущему тестю во время сватовства, другие до сих пор украшают экспозицию одноимённого Дома-музея), барометры, иные сложные приборы и приспособления. При этом некоторые из них даже выпускались небольшими партиями под заказ. Примером тому может послужить созданный им в 1888 году новый спрыск для растений, “удобный для комнатных цветов, оранжерей, теплиц и всяких посевов, как в парниках, так и на открытом воздухе”. По мнению конструктора, в особенности незаменимо было это приспособление для поливки мелкосеменных посевов, а также для спрыскивания различными растворами больных или поражённых паразитами растений. Однако главная особенность нового приспособления заключалась в том, что оно действовало легко и занимало у работающего человека только одну руку.
Всем желающим получить этот спрыск Иван Владимирович предлагал обращаться по адресу: Козлов Тамбовской губернии, Московская улица, собственный дом, к изобретателю, прилагая при этом четыре рубля за спрыск с одним наконечником и пять рублей - с тремя наконечниками. На пересылку Мичурин запрашивал от 25 до 50 копеек, смотря по расстоянию.
Обратим внимание на сей факт: 33-летний Мичурин не без основания считал себя не только механиком, но и изобретателем, способным заработать на собственном открытии. Среди его изобретений современники отмечали динамомашину, печь для отопления дома, аппарат для выгонки розового масла, разнообразные тиски для скрепления растений, портативную окулировочную машину (за неё немцы предлагали Ивану Владимировичу шесть тысяч рублей, но он наотрез отказался), секаторы, зажигалки, спичечницы, а также машинку для резки папиросного табака. Причём появление последнего изобретения сопряжено с весьма оригинальными обстоятельствами.
Дело в том, что Иван Владимирович курил лишь выведенный им ещё в начале ХХ века сорт от скрещивания жёлтого болгарского табака с суматранским мелколистным. Судя по всему, в годы советской власти производство этого сорта получило распространение. Чем, если не этим, можно объяснить, что в 1929 году Мичурин публикует статью “Культура жёлтого папиросного табака”, где популярно рассказывает о том, как правильно выбирать почву и местоположение для посадки, как выращивать рассаду, даёт правила по уходу, рекомендации по сбору и обработке табачных листьев. В заключение статьи Мичурин намекнул, что гораздо выгоднее обзавестись собственной крошильной машинкой, чем продавать табак на перерабатывающие фабрики. “К сожалению, - отмечал Иван Владимирович, - не только у нас, но и за границей в продаже нет небольших дешёвых крошильных машин. Другое дело - разводить табак в небольшом количестве для собственного употребления, а не на продажу”. В конце статьи Мичурин на всякий случай привёл описание “скомбинированной” им маленькой крошильной ручной машинки, производящей один килограмм табака за восемь часов работы, а также сообщил стоимость пакета в сто семян выведенного им табака с учётом пересылки. Нужно отдать должное Мичурину: невзирая на жизненные тяготы, он обладал своеобразным чувством юмора. Однажды, как бы в шутку, он даже задумал соорудить машину для собирания на городских тротуарах подсолнечной шелухи, которую предлагал прессовать в брикеты и продавать под маркой “козловский торф”.
Не обходилось и без курьёзов. Однажды, Иван Владимирович смастерил садовые ножницы собственной конструкции с острыми, как бритвы, лезвиями. Их особенностью стала уникальная задвижка, позволявшая инструменту раздвигаться лишь при резании. Мелкооптовая партия нового садового инструмента была заказана им в Москве в одной из частных полукустарных мастерских, что в Столешниковом переулке. Однако хозяин мастерских принял Мичурина за жулика, новые ножницы - за воровской инструмент, поэтому не только отказался исполнить заказ, но и пригрозил препроводить садовода в околоток...
Понимая зависимость своей работы от погоды и желая иметь наиболее точный прибор для её предсказания, Мичурин смастерил даже барометр. В качестве экспоната он был отправлен в Москву на Первую Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку.

Автор:Михаил Белых