Лента новостей
Статья18 января 2011, 00:00

Крещенская история

Крещенская история

Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников христианской церкви. Тысячелетиями люди чтили его. Какова же история одного из 12 главных христианских праздников, вы узнаете из нашего материала.

Древнее название праздника - Епифания - явление или Теофания - Богоявление, также его называли праздником Светов, Святые Светы или просто Светы.
Первые упоминания о празднике относятся к рубежу II и III веков. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед ним ночном бдении, датированное II веком. Письменные подтверждения праздника Богоявления относятся к III-IV векам. Они были найдены в актах мученика Филиппа, епископа Гераклеи, который призывал ввиду приближения Крещения к особой стойкости, а также у Аммиана Марцелина в рассказе о праздновании его римским императором Юлианом в 360 г. во Вьенне.
В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. Изначально праздник был посвящён воспоминанию о трёх евангельских событиях: о Рождестве Христа, поклонении волхвов, а также о Крещении Христа в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Такой характер празднования до сих пор сохраняется в Армянской апостольской церкви и других древних восточных церквях.
С IV по IX век специальные беседы о празднике Богоявления проводили Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин. Преподобные Иосиф Студит, Феофан из Византии написали много песнопений на этот праздник. Они исполняются и сейчас за Богослужением.
О сущности праздника преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам нуждался в очищении, но чтобы "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
В IV-V веках в церкви появилась традиция отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали отмечать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня. Дальнейшая эволюция праздника на Востоке и Западе пошла разными путями.
В Православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение - разные названия одного праздника. В связи с этим появилось и новое толкование слова "Богоявление" (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог Сын крестился, Бог Отец говорил с небес, Бог Святой Дух сходил в виде голубя).
В католицизме, напротив, праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов как с первым откровением язычникам явления Мессии. Он назван поэтому праздником волхвов или праздником царей (королей). Интересен тот факт, что водоосвящение не считается здесь всеобщим обычаем.
С 1917 года в нашей стране праздник Богоявления, как и другие проявления христианства, всячески вытравливался. К XXI веку празднование Крещения Господня Русской Православной церковью и народом вновь возродилось и стало свободным и гласным.
В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, в этот день проводят водосвятие. Накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других местах, где её впоследствии берут.
Есть также народное поверье, что в ночь с 18 на 19 января вся вода во всех водоёмах вне зависимости от того, освящена она или нет, становится целебной и святой. Такую жидкость набирают в сосуды и хранят. Удивительно, что крещенская вода может храниться долгие годы и не портиться. Её используют для лечения, окропления жилища и домашней утвари - считается, что от этого в доме устанавливается порядок и покой. Многие люди в Крещение купаются в прорубях в естественных водоёмах, несмотря на суровые климатические условия. Омовение в Крещенскую ночь считается особенно полезным - от этого обряда очищается и душа, и тело человека.

Автор:Ольга Викторова