Лента новостей
Статья13 февраля 2016, 06:00

Кто сделает первый шаг?

Сегодня сложившийся в городе тариф на содержание жилья и текущий ремонт составляет примерно 11 рублей с одного квадратного метра. Эта, казалось бы, безобидная цифра не радует ни управляющие компании, ни самих жильцов. Для первых это катастрофически мало для проведения даже самых элементарных видов работ в доме, для вторых же - много. Прийти к согласию в этом вопросе не совсем просто, но сделать это придётся, иначе последствий не избежать.

Необходимость установки детских площадок, скамеек и урн, проведение ремонта подъезда - это неполный перечень того, что чаще всего волнует горожан. Однако решение накопившихся внутридомовых проблем зависит от самих собственников жилья и управляющих компаний. От их инициативы, ответственности и размера тарифа на жилищные услуги.
Знающему человеку не приходится объяснять, какие виды работ может обеспечить в доме вышеназванный тариф (самые элементарные, чтобы поддержать существование многоэтажки). Итог известен - мы имеем жилой фонд, находящийся далеко не в самом удовлетворительном состоянии.
Причём цены растут на всё, кроме текущего ремонта. Например, за последний год в большинстве мичуринских домов тариф увеличивался только за счёт индексации. А если проанализировать жилищный тариф с 2005 года, увидим, что за десять лет он вырос примерно на четыре рубля.
Опасения жителей по поводу повышения тарифов на жильё понять, разумеется, можно. Многим из них не ясен механизм использования их же средств, нет прозрачности в расходовании финансов. Ведь вместо отдельных субсчетов на каждый дом в каждой управляющей компании (УК) применяется котловой метод и усреднённый тариф. То есть все собираемые с домов деньги идут в общую казну и расходуются, исходя из потребности конкретного дома. Такая неравномерность отражается на собственниках: одни получают больше, другие значительно меньше, при этом плата одинаковая.
Практика Мичуринска показывает, что управляющие компании предпочитают даже не рассчитывать экономически обоснованный тариф (исходя из срока эксплуатации дома и износа инженерных коммуникаций), а применять существующий сегодня муниципальный тариф, чтобы избежать недовольства жителей, которые неохотно идут на любые новшества. Фактически из-за заниженного тарифа управляющие компании осуществляют только содержание дома и мелкий ремонт (в основном по заявочному принципу). В этом кроется причина постоянных нареканий со стороны собственников на работу УК. Люди ждут перемен, а они невозможны в рамках действующей тарифной политики.
Как складывается ситуация в других муниципалитетах? Для примера, в одном из городов Тамбовской области тариф в первой строке платёжки варьируется в пределах 16-40 рублей (в среднем 27 рублей). Самое удивительное, что жители сами идут на ежегодное увеличение тарифа, потому как им видны реальные результаты: в подъездах стоят пластиковые окна, выполнен ремонт лестничных пролётов, сделаны козырьки, появились новые скамейки, урны, малые игровые формы…
С установлением экономически обоснованного тарифа появляется возможность объективно распределить все планируемые затраты по управлению, содержанию и ремонту домов с учётом технического состояния конкретной многоэтажки. Средства в данном случае идут на поддержание инженерного оборудования для подачи коммунальных ресурсов, выполнение плановых работ по текущему ремонту дома, а также благоустройство дворовой территории.
По Жилищному кодексу РФ цены на ремонт и обслуживание жилья устанавливаются на общем собрании собственников многоквартирного дома. Тарифы для нанимателей (т.е. для жильцов квартир, находящихся в муниципальной собственности) устанавливаются местной администрацией. Повышение тарифов, установленных раннее, контролируется собственниками, а новые цены утверждаются решением собрания. Таким образом, повысить существующие тарифы имеют право только собственники. При этом жильцы должны учитывать реальные затраты. Иначе говорить о хорошем состоянии дома, благоустроенности территории так и не придётся…
Управляющим компаниям тоже есть над чем задуматься: чтобы повысить свой авторитет в глазах собственников, необходимо пойти им навстречу: создать отдельные счета на каждый дом, проводить разъяснительную работу и своевременно отчитываться о проделанной. Первый шаг управляющим компаниям поможет сделать руководство города, но необходимы ответные действия. Они зависят только от готовности и желания собственников жилья пойти на преобразования.

Автор:Елена Малышева