Лента новостей
Статья13 сентября 2012, 01:00

Лет пять или десять минуте случается перевесить

Перед входом в святые врата (Пюхтицкий Успенский женский монастырь).
Перед входом в святые врата (Пюхтицкий Успенский женский монастырь).

Нарва - пограничный городок. Пройдя оба контроля - эстонский и русский, сразу попадаешь в Эстонию, в центр Нарвы, что в 140 километрах от Петербурга.
Шестьдесят пять тысяч жителей, в основном русские, в совершенстве знающие эстонский язык. Кто-то здесь с самого детства, а кто и рождён в Нарве, как мои
персональные гиды во время блиц-пребывания в этом городе минувшим летом.

Почти с самого основания Нарва была лакомым кусочком, яблоком раздора для европейских держав. Немало крупных сражений и битв знала Нарва за свою историю. Дания и Германия, Польша, Швеция, Россия - всем хотелось овладеть этим городом, а значит, и выходом к Балтийскому морю.
Всяк строил Нарву по-своему, победители всегда разрушали прежнее, насаждая свой вкус.
В XIV веке Нарва получает статус города (прежде это было просто поселение). Датский король позаботился об этом, открыв новые торговые пути. Затем, в эпоху Ливонского ордена, Нарва - крупный экономический центр: купцы, судовладельцы, крепости, башни. Позарились на Нарву и русские самодержцы - великий князь Иван III и царь Иван Грозный. На противоположном берегу реки Наровы была выстроена крепость Иван-город (сейчас Иван-город - русский, а Нарва - эстонский, расположены, как говорят, на расстояние "летящей стрелы").
В конце XVI века Нарву завоёвывают шведы. Их правление длится 200 лет. Нарва преображается внешне - красивая архитектура, строятся каменные дома вместо прежних деревянных. Шведы старались придать городу торжественный вид, и до того они увлеклись им, что даже хотели перенести столицу из Стокгольма в Нарву.
В 1700 году Петр I стремится к Балтийскому морю. Как следствие - знаменитое Нарвское сражение. Но юный шведский король-воин Карл XII разгромил русские войска. В картинной галерее Нарвы Карл XII изображён на коне бравым победителем. Всю свою недолгую жизнь он провёл в битвах и был убит своими же воинами выстрелом в затылок. После победы в Нарвском сражении в Швеции была даже выпущена медаль с надписью: "Петр I испугался, заплакал и убежал". Однако через четыре года русский царь взял реванш. Войска с успехом штурмовали и захватили Нарвскую крепость. И дальше вся история Нарвы была связана с Российской империей: город строится заново, развивается промышленность. В середине XIX века появляется крупнейшая хлопчатобумажная фабрика - "Кренгольская мануфактура". Долгое время это была самая большая текстильная фабрика в Европе. Я хорошо помню (тогда Нарва была советским городом), как в детстве после войны мама радовалась, если удавалось достать изделие этой фабрики.
Во время Великой Отечественной войны Нарва была сильно разрушена. Сейчас это чистый симпатичный эстонский городок, к сожалению, с затухающей промышленностью (впрочем, такова участь и многих небольших городов России). По этой причине некоторые молодые люди: и русские, и эстонцы, кто родился в Нарве, уезжают в Таллин в поисках заработка.
Досадно, что не успела побывать в Нарвском музее, но с историей города меня познакомила в его филиале сотрудница картинной галереи Люба, преданная музею и так много знающая. Она провела меня по всем многочисленным залам живописи. Само здание необычное, а основа художественной коллекции - безвозмездный дар купца Лаврецова и его жены. Здесь и основной зал с живописью западно-европейских художников. Русские: Айвазовский, Шишкин - эта экспозиция постоянна. В залах современных эстонских художников, художников Нарвы экспозиции меняются.
Всё же самое моё большое желание было - увидеть Пюхтицкий Успенский женский монастырь, уже более ста лет привлекающий в эту обитель паломников, туристов, гостей со всего света. И вот я мчусь на "Форде" на Святую гору, к монастырю, 56 километров от Нарвы по зеркальному шоссе (дороги отменные).
Я - на месте. Плавно поднимается вверх дорога. Успенский храм... Золотые купола, кресты, монастырская стена... Покой и умиротворение... Соединение с собой, с миром. Всё здесь овеяно таинственным тихим очарованием, здесь вымысел и правда, фантазия и реальность.
Дуб-исполин поднимается на 30 метров - священное предание гласит, что здесь в XVI веке эстонский крестьянин нашёл православную икону. Скоро рядом построили часовню, недалеко источник с целительной водой (окунулась три раза).
В монастырский комплекс входит шесть церквей. Особый деревянный храм Сергея Радонежского, поставленный усилиями князя Шаховского. Князь и его супруга Елизавета похоронены здесь. Когда я вошла в Успенский собор, была служба: чистое прекрасное пение, мерцание свечей, нарядный и пышный иконостас расписан петербуржцем Фёдором Егоровым, образцом послужило церковное искусство русских художников XIX века - Бруни, Верещагина.
Более ста лет прошло с года торжественного открытия Пюхтицкой Успенской женской общины, очень скоро преобразованной в монастырь. Три часа я пребывала в этой благодати, а мой гид Татьяна тихо рассказывала историю монастыря.
Видела ли я игуменью Варвару? Нет, конечно. Может быть, послушниц? Монахинь? Да, одну. А их здесь более ста. Все заняты работой. Монастырское хозяйство почти натуральное. Всех, кто хочет вступить в монастырь, настоятельница Варвара предупреждает: "У нас трудная работа".
Монастырь арендует у государства 75 гектаров земли. Землю надо обработать, вспахать, посеять.
В конюшне - холёные лошади, более десятка дойных коров, большой курятник. Одни заняты парником, другие - пчёлами, кто-то готовит пищу, печёт хлеб.
Идёт работа в швейной мастерской, переплётной, золотошвейной. Случается, что нужно помочь соседнему хозяйству убрать картофель... Я обратила внимание на какие-то красиво сложенные поленницы, похожие на стога. Они нужны для русских печей, где выпекают хлеба. При обители есть приют для девочек-сирот.
Монахини, послушницы разного возраста: от 24 до 83, образование у кого четыре класса сельской школы, у кого-то высшее - инженеры, медицинские сёстры, бухгалтеры... Общее одно: искренняя вера в Бога и призвание к монастырской жизни. Призвание!
Многое я увидела сама, до чего-то догадалась, а более всего рассказали мои чудные гиды: Татьяна и водитель "Форда" Алексей. Я здесь прожила жизнь - простую, светлую и ясную. Как написала однажды поэтесса Вероника Тушнова "...Жизнь измеряется, знаете сами, ... когда годами, когда часами...".
Посещение Пюхтицкого женского монастыря - не рядовое событие, и насколько хватит памяти, сердце сохранит ощущение чистоты, красоты, добра, справедливости.

Автор:Татьяна Николаева