Лента новостей
Статья13 февраля 2015, 23:00

Математик с душой художника

Незаметно бегут минуты, слово за словом возникают перед глазами образы, события, мелькают даты, люди, далёкое и незнакомое становится понятным и родным.

А.П. Нечаев.
А.П. Нечаев.

По роду своей профессии корреспонденты часто встречаются с незаурядными личностями, которым есть что рассказать. Через истории наших земляков мы погружаемся не просто в яркие страницы их биографий, но и крупица за крупицей воссоздаём картину прошлого родного города, страны. И вот ещё один яркий свидетель своего времени - герой сегодняшней публикации Алексей Петрович Нечаев.

ВКУС РОМОВОЙ БАБЫ


В подарок от ушедшего на фронт брата Алёшке досталась большая коробка цветных карандашей. Спрятавшись где-нибудь в укромном уголке подальше от любопытных глаз, мальчишка часто пытался нарисовать маму. Да выходило всё время как-то неважно. Чаще он изображал её сидящей спиной у окна, старательно вырисовывая в деталях спускающуюся ниже пояса густую каштановую косу. Лица Ксении Алексеевны мальчонка совсем не помнил. Мама умерла в 41 год при родах 18-го ребёнка. Нежизнеспособного младенца, как и ещё одиннадцать его новорождённых сестрёнок и братишек, похоронили. Последнего вместе с матерью. Алёше тогда исполнилось всего три года. Он так и остался в семье младшим.
Через пару лет отец привёл в дом мачеху. Старшие дети встретили претендовавшую на роль хозяйки женщину и её маленькую дочку насторожённо. Семья училась жить по-новому, домочадцы, постепенно проходя притирку, искали точки соприкосновения, чтобы сосуществовать в гармонии друг с другом. Всё входило, казалось бы, в своё русло, но началась война. Папа и старшие сыновья ушли на фронт. Семилетний Алёшка с волнением, тревогой и примесью детской зависти смотрел, как под торжественную музыку стройными рядами экипированные во всё военное с винтовками через плечо шли солдаты сражаться с напавшим на страну врагом. Начало колонны во главе с оркестром уже достигало Красноармейской, а хвост всё ещё выходил со двора школы №8 на улице Тамбовской, служившей мобилизационным пунктом.
А спустя некоторое время жителям Мичуринска довелось стать свидетелями других картин. Алексей, как заколдованный, не мигая, смотрел на отделяющиеся с гулом от плохо различимых самолётов чёрные точки и озаряющие вслед за этим небо пятна фейерверков, появляющихся при взрывах вагонов с боеприпасами. Фашистская авиация бомбила станцию Кочетовка. Оглушительные раскаты доносились даже до самых отдалённых окраин города. С северной его стороны поднимались яркие всполохи: горели военное снаряжение, техника, строения и склады с продовольствием. Брат Володя забирался на товарняки и вместе с другими ребятами ехал в сторону пепелища. Домой он возвращался с ценной добычей: темно-коричневыми кусками расплавленного сахара. Другим угощением от проворного парня был источавший восхитительный для голодавшей семьи аромат подсолнечный жмых. Алёшка, растягивая удовольствие, медленно сосал доставшуюся ему долю лакомства, и в памяти вновь и вновь оживало единственное и потому так дорогое сердцу смутное воспоминание. Мама, лицо которой расплывалось за толщей наслоившегося за годы без неё времени, подходила к кровати, нежно гладила по голове и протягивала ромовую бабу.

МИНА
ПОД СТОЛОМ

Радостным событием стало для домочадцев возвращение отца с фронта. Петра Лаврентьевича направили в Кочетовку строить сушилки для хлеба, картофеля и другого продовольствия. А вот Владимира, напротив, призвали в ряды Красной Армии. Казалось, только-только проводили юношу, как пришло извещение, что сын и брат пропал без вести…
Пункт сбора военнослужащих расформировали, и здание восьмой школы стало магнитом притягивать к себе мальчишек с окрестных улиц. В мрачных подвалах для пацанов скрывалась целая сокровищница. Здесь лежали забытые патроны, пусть неисправные, но настоящие пистолеты и множество других интересных вещей. Внимание Алёши привлекла круглая металлическая коробка. Мальчик сумел раскрыть её и обнаружил какой-то белый порошок. Попробовал на вкус - сладит. Свою добычу ребёнок притащил в дом и положил под стол на террасе. Вечером вернувшийся с работы отец первым обратил внимание на странное шипение. На вопрос, откуда звук, сынок сообщил, что принёс сахар, и гордо показал на свой трофей. Глава семейства изменился в лице. «Живо из дома!» - скомандовал он. Затем аккуратно приподнял коробку, медленно вышел в огород и, кинув её на дальние грядки, лёг на землю. К счастью, мина, а это была именно она, оказалась без детонатора.

ВОТ КТО-ТО
С ГОРОЧКИ
СПУСТИЛСЯ

Война войной, однако учёбу никто не отменял. Настало время Алёше Нечаеву пойти в первый класс. Школа № 8 до поры до времени базировалась в здании напротив городского парка культуры и отдыха, там, где сейчас располагается административный корпус аграрного университета. Спустя годы одними из самых ярких воспоминаний об обучении в начальных классах остались у нашего героя большие перемены. На них ребят ожидал деликатес: кусочки хлеба, посыпанные сахарным песком. А вот не самым приятным событием заканчивалась каждая неделя: посещением врачебного кабинета. Дети нехотя подходили к сидящей на стуле медсестре. Женщина в белом халате зачерпывала из большой банки рыбий жир и общей ложкой потчевала каждого ученика.
Однажды ребятам объявили о переезде школы на улицу Тамбовскую, в то самое место, откуда отправляли солдат на войну. Мальчишки сами по крутому спуску тащили свои парты в подготовленное для них здание. А потом, освободившись, катались с этого холма на санках. Полозья скользили быстро по пёстрым коркам льда. В плодоовощном институте располагался госпиталь, канализация в нём не работала, и замёрзшие рыже-красные ручьи тянулись аж до тубдиспансера.
Война закончилась. С лиц взрослых постепенно стал исчезать налёт тревоги и печали. А ребятня и вовсе смотрела на мир горящими, широко открытыми глазами. И не беда, что картошка по-прежнему оставалась единственным и дорогим блюдом на столе, а о других яствах дети войны практически не имели представления. Настоящим событием для мичуринцев стала отмена карточной системы на продукты. В городе начали открываться коммерческие магазины. Появился такой и при столовой на Пятой чайной. Младший Нечаев поднакопил деньжат и купил в нём бутерброд со сливочным маслом. Вкус нежно тающего лакомства остался в памяти на всю жизнь. Ведь прежде этого продукта он никогда не пробовал. И всё-таки не так уж важно было, что появится на столе в обед и на ужин. Гораздо значимее для пацанов оказывалось, какой маршрут избрать для велопутешествия, отправиться в Ранинский, Булатовский лес либо в Крюковку. И с нетерпением ждали школяры очередную организованную классным руководителем экскурсию в музей, на предприятие, гидроэлектростанцию. Под впечатлением от посещения последней старшеклассник создал макет ГЭС. Его работу отметили на проводимом в театре туристическом слёте, и автору проекта в награду вручили книгу «Волоколамское шоссе».


ВМЕСТО
ГЕОЛОГА
В УЧИТЕЛЯ

Школьные годы подходили к концу, Алексей всерьёз задумался о выборе специальности. Среди всех возможных для него преобладала одна, овеянная ореолом романтики и странствий – профессия геолога. Юноша готовился к поступлению в Ленинградский горный институт, надеялся получить серебряную медаль и с помощью неё облегчить свой путь в желанный вуз. К сожалению, на выпускном сочинении его подвёл Владимир Маяковский. Цитируя произведения поэта, школьник напутал в знаках препинания. Медаль ему не вручили, поэтому пришлось сдавать вступительные экзамены на общих основаниях. По баллам Нечаев для зачисления на геологический факультет слегка не дотянул, в качестве альтернативы ему предложили освоить специальность маркшейдера. Копаться в недрах земли молодому человеку показалось занятием скучным, и он вернулся в родной город.
В раздумьях о будущем бродил юноша по улицам Мичуринска, и на одной из них натолкнулся на посланника судьбы. Судьба предстала в виде уже немолодого директора школы № 8 Григория Фомича Шаввы. Мудрый педагог, узнав о горестях одного из самых ярких и способных своих учеников, сумел убедить его: «Надо отбросить все сомнения и идти в пединститут. Ведь нет профессии почётнее и благороднее учителя». Алексей внял наставлениям, о чём впоследствии никогда не жалел.
Учился на физико-математическом факультете - первый курс в Мичуринске, все последующие в Тамбове - с большим интересом. Параллельно успевал посещать факультатив военного дела при военкомате и заниматься творчеством. Рисование так и осталось с детства одним из любимых занятий. Талант пригодился сначала в школе, а затем в институте при оформлении стенгазет, лозунгов, плакатов, кабинетов.
Делал наброски он и для педагогической газеты «Народный учитель».
На физмате студент встретил девушку своей мечты. Надя училась курсом старше. Вскоре она, закончив последний, четвёртый, курс вуза, уехала на север работать в школе. А со следующего потока студентам прибавили ещё одну специальность и вместе с ней год обучения. Помимо математики, диплом Алексея давал право преподавать черчение.
Испытание расстоянием и временем лишь укрепило чувства влюблённых. Надежда и Алексей стали мужем и женой. Вскоре родилась дочка Наташа. Полученный в один из летних солнечных деньков диплом стал замечательным приложением к этому событию. Дорога молодожёнов лежала на мичуринскую землю. Благодаря ходатайству Г.Ф. Шаввы супруги пришли работать в возглавляемое им учебное заведение.

ЗДРАВСТВУЙ,
ШКОЛА!

Алексей Петрович вновь переступил порог родной школы. Теперь уже не в качестве ученика, а как учитель математики и черчения. Удивительной находкой для него стало хранившееся в одном из кабинетов и никак не используемое оборудование: радиоузел, два киноаппарата и два магнитофона. Никто из коллег не знал, как подступиться ко всей этой технике. А.П. Нечаев, недолго думая, организовал школьную редакцию и создал кружок кинодела, научил педагогов использовать на занятиях магнитофоны. С появлением молодого инициативного сотрудника в учебное заведение ворвался бодрящий ветер перемен. Во всех кабинетах еженедельно вещал радиоузел, сообщая об успеваемости в классах, интересных событиях, полезных для ума и сердца делах. А год спустя после прихода нового учителя в одной из школьных радиопередач прозвучало сообщение: А.П. Нечаев назначен заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Руководить коллективом опытных педагогов, которые совсем недавно оценивали тебя в качестве ученика, оказалось совсем не просто. Первые два-три года герой нашей публикации сам обучался мастерству ведения занятий у старших товарищей. Особенно ему нравился подход к детям педагогов-фронтовиков. Было что-то во всех них особенное, человеческое, подкупающее своим добросердечным, уважительным отношением к взрослым и ребятам.
Алексей Петрович долго потом удивлялся своей смелости: как мог согласиться стать завучем, имея такой малый стаж педагогической деятельности. Но опыт – дело наживное. Восьмая школа продолжала развиваться и завоёвывать в образовательном пространстве новые высоты. Лет через девять Нечаева назначили директором.
В пору его руководства при поддержке шефа учебного заведения – Мичуринского экспериментального спиртзавода были созданы спортивные площадки по месту жительства, залиты катки, в здании произведён ремонт, во дворе появились пристройки. Теперь девчонки и мальчишки учились рукоделию, азам рабочих специальностей и военному делу в подходящих для этого условиях. Восьмая школа отличилась отсутствием правонарушений среди школьников и вышла в лидеры по спортивным показателям. К победам ребят вели учителя физкультуры Анатолий Сергеевич Григорьев и Николай Петрович Сабетов. В ряду лучших храм знаний на Тамбовской стал и по смотрам художественной самодеятельности.

ВОТ НОВЫЙ
ПОВОРОТ…

В один из январских дней 1977 года директор получил вызов явиться в областной комитет партии. Руководителю восьмой школы предложили должность заведующего городским отделом народного образования. К новым обязанностям он приступил в день своего рождения – 15 февраля. И вновь кипучая деятельность на новом, ещё более ответственном, поприще. Алексею Петровичу выпало руководить завершением процесса строительства школы № 23, подбирать команду педагогов. Открытие планировалось на 1 сентября 1980 года. Уже были полностью сформированы учительский и ученический коллективы. Однако работы были выполнены не до конца. Пришлось организовывать учебный процесс в нестандартных условиях. Всё первое полугодие в здании школы № 21 с утра учились ребята из этого учебного заведения, а во вторую смену приходили дети и учителя из двадцать третьей школы.
Ещё одно строительство, в котором под началом возглавлявшего горисполком В.Д. Никитина участвовал А.П. Нечаев, – школа-сад № 28 на улице Коммунистической. Наш герой в то время принял одно из важных стратегических решений: назначить заведующей растущей кирпичик за кирпичиком на улице Коммунистической «Сказкой» руководителя второго сада Нину Григорьевну Моисееву – едва ли не единственного в городе специалиста из административного состава с дошкольным педагогическим образованием.
Алексей Петрович вспоминает, как вагонами поступали кухонное оборудование, мебель. Всё это складывалось в подвалах школ № 18, 21. В 1985-м одно из самых крупных детских учреждений города приняло своих первых воспитанников.
В тот же год Алексей Петрович Нечаев перелистывает очередную страницу своей биографии и становится по приглашению руководства Мичуринского государственного педагогического института преподавателем высшей школы.

КОМПЬЮТЕРНАЯ
МИССИЯ

Звучит немного странно, но лет тридцать тому назад народ имел довольно смутное представление о том, что такое компьютер, а многие и вовсе не слышали такого слова. Достижением техники считался программируемый микрокалькулятор. Работе на нём вначале и обучал студентов Алексей Петрович. Затем по предложению ректора его направили осваивать информационные технологии в Московский государственный университет. Через несколько месяцев подкованный редкими для той поры знаниями специалист вернулся на малую родину и стал обучать тому, что сам узнал, будущих педагогов, а также организовывать семинары с учителями города. В школах как раз вводили информатику.
Событием для института стало приобретение первых компьютеров. Особым пиететом пользовался современный в то время учебный комплекс «Ямаха» с локальной сетью и хорошим программным обеспечением на жёстком диске. Чудо-оборудование установили на базе школ №1 и 18. В последнем из названных учебных заведений и проходило большинство занятий.
Другим направлением деятельности оказалось для нашего героя назначение на должность начальника центра довузовской подготовки.
Ему же поручили ознакомиться с учебными планами кафедр математики и информатики вузов других городов. После чего последовала организация такой же кафедры в МГПИ. Возглавил её ректор Г.Л. Чернышов, а правой его рукой стал Алексей Петрович.

НАЕДИНЕ
С ХОЛСТОМ

В семьдесят пять почётный доцент опять меняет свою жизнь, уходит на заслуженный отдых и, наконец, всецело отдаётся живописи. «Меня всегда тянуло рисовать. И вот теперь появилась масса времени предаться любимому хобби, - делится он. - Сначала писал акварелью, а позже перешёл на масляные краски. Мои работы уже участвовали в двух коллективных выставках. Беру этюдник, холст, кисти и отправляюсь подальше от городской черты, на пленэр. Время бежит незаметно. Порою, увлёкшись творчеством, вспоминаешь, что ещё не завтракал и не обедал, только когда на небе начинают сгущаться сумерки».
Ещё одним излюбленным занятием Алексея Петровича стало утреннее купание в Лесном Воронеже. Он признаётся, что ждёт не дождётся мая. С последнего месяца весны и до конца лета спускается мужчина по ещё не проснувшемуся городу к городскому пляжу. Воздух наполнен упоительными запахами цветения растений, над водой разносятся трели соловьёв, а на сердце светло и радостно, хочется жить и творить для близких, для детей, внуков, правнуков и, конечно, для самой маленькой правнучки Кирочки, которая, как и А.П. Нечаев, отпразднует 15 февраля свой день рождения. Герою нашей публикации исполнится восемьдесят, а ей годик.

Автор:Юлия Голышкина