Лента новостей
Статья7 мая 2013, 01:00

Милая наша лекарочка

З.С. Мишутина
З.С. Мишутина

В погожий весенний денёк в маленькой скромно обставленной квартире на улице Гоголевской было многолюдно. Чествовали невысокую даму почтенного возраста. Когда-то Зою Сергеевну Мишутину знала вся женская общественность города, ведь как ни крути, заведующая гинекологическим отделением - фигура заметная. Но и сегодня, когда доктору исполнилось 95, её не забыли, здороваются при встрече бывшие пациенты, их дети, к рождению которых и она приложила руку.

К своим именинам Зоя Сергеевна всегда относилась непафосно. Чтобы не создавать излишнего ажиотажа вокруг собственной персоны, говорила друзьям: «Скоро по календарю - День Парижской коммуны, приходите днём позже, отметим». На сей раз первыми поздравили юбиляра представители городской администрации. Они вручили Зое Сергеевне Благодарственное письмо от Президента России В.В. Путина со словами: «Мы гордимся Вашим поколением – поколением героев и победителей, которые с честью прошли через тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. И каждый внёс свой, поистине бесценный вклад в общую Победу. Этот беспримерный подвиг останется в веках и всегда будет служить высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности долгу». Что ни слово, то отчётливо зримая страница прошлого, далёкая и близкая строка биографии. Как тут не нахлынуть воспоминаниям, не навернуться слезам счастья и боли…

СО СТУДЕНЧЕСКОЙ
СКАМЬИ - НА ФРОНТ

Сообщение о начале войны выпускница Воронежского медицинского института Зоя Мишутина услышала, находясь в хирургической клинике. В окно светило солнце, на носу был выпускной и дорога в большую жизнь. После страшных слов диктора в сильном волнении заколотилось сердце. Вместо торжественного вечера-расставания с учебным заведением состоялся отъезд на краткосрочные курсы военно-полевой хирургии, и следом отправка в воинскую часть I Украинского фронта.
Первый период войны отзывается в памяти тягостной горечью. Отступали до самого Сталинграда на машинах-полуторках, товарных поездах… Путь пролегал через родную Тамбовщину. Мысли невольно переносились в деревню Тюменевка Покрово-Марфинского района - место рождения Зои Сергеевны и девяти её сестёр и братьев. Мужчины в эти суровые времена били врагов каждый на свой манер. Старший брат, Николай, в 41-м окончил пехотное училище и оказался на фронте буквально в первые часы войны. Вскоре попал в окружение, участвовал в партизанском движении. Второй брат – Владимир стал разведчиком, Борис воевал в составе 55-го истребительного авиационного полка, в котором служил один из самых знаменитых лётчиков второй мировой - А.И. Покрышкин. Пётр собирал танки на московском военном заводе, эвакуированном в Ташкент. Пережив серьёзные испытания, все Мишутины дожили до Победы.

БУДНИ ВОЕННОГО
ДОКТОРА

Зоя Сергеевна вспоминает, как в полевых условиях, в стационарах, экстренно оборудованных в покинутых хатах, военные врачи оказывали первую помощь пострадавшим: «Сложных операций не делали, зато проводили терапевтическое лечение, ставили шины, перевязывали раны. За короткий срок очень отдалились от меня дни раннего студенчества, когда в институтской анатомичке бледнела при виде трупов, и кусок хлеба не лез в горло. Несмотря на походные условия жизни, в нашей части не было ни эпидемий, ни массовых заражений, ни пищевых отравлений. Конечно, случалось, что в жару что-то начинало портиться, и я, проводя санитарную проверку, иной раз добросовестно выводила в заключении: «Мясо к употреблению запрещено». А повар мне в ответ: «Чем прикажешь бойцов кормить? Запрещай, не запрещай, буду мыть его в марганцовке и варить». И я, стыдясь своей непоследовательности, ела вместе со всеми этот не по правилам приготовленный дезинфицированный суп.
Помню случай заболевания столбняком одного жителя Западной Украины. Он поцарапал ногу, и вскоре в организме развилось заражение. Начались сильные судороги, болезнь стала охватывать мозг. Человек не мог ни спать, ни есть, лишь пил жидкость через соломинку. За несколько кварталов слышны были стоны несчастного. А районную больницу в посёлке закрыли, обратиться совершенно некуда. Прибежала к нам его жена, встала на колени, плачет, умоляет помочь. Я никогда не сталкивалась с таким заболеванием и как лечить, не знала. Но и отказать в такой ситуации язык не повернулся. Что ж, решила, была ни была: раскрыла книгу «Инфекционные заболевания», прочитала общую информацию и стала делать больному инъекции, вводя самые большие дозы лекарства. Через две недели ему полегчало, а потом он и вовсе выздоровел. У этой истории есть продолжение. Мой пациент до самого Берлина писал письма, в которых ласково величал меня «милая моя лекарочка» и слал небольшие посылки с гостинцами.
Никогда не забуду 200 дней и ночей, проведённые в Сталинграде. Сильный мороз, постоянные бомбёжки, перемежающиеся ответным огнём наших «катюш», руины зданий, скудный рацион питания, состоящий из мёрзлой картошки и гнилой крупы. Под лазареты приспосабливали все уцелевшие помещения. И всё-таки мы оказались крепче и сильнее духом, чем наши противники. 31 января 1943 года, в день, когда Гитлер произвёл командующего шестой армией Фридриха фон Паулюса в генерал-фельдмаршалы, тот со всем своим штабом и остатками солдат сдался в плен советским войскам. К этому времени окружённая армия Паулюса уже потеряла 100 тысяч человек убитыми и ранеными. Поражение под Сталинградом стало переломным моментом в ходе всей Второй мировой войны. В Германии в этот день был объявлен траур, мы же по-настоящему ликовали».
Набравшись опыта, во второй половине войны Зоя Сергеевна доросла до начальника лазарета. В Польше познакомилась со своим будущим мужем – врачом, начальником санслужбы Гургеном Дмитриевичем Пирумовым. Пребывание в этой стране пополнило копилку кулинарных рецептов доктора способом приготовления необычного желудёвого кофе: высушенные, перемолотые и поджаренные жёлуди следует заварить в воде, при отсутствии сахара заправить свекольным соком. До сих пор желудёвый кофе считается одним из классических заменителей кофе натурального, а с медицинской точки зрения он отлично тонизирует и рекомендован детям, страдающим бронхитом, астмой, рахитом и золотухой.

МИРНЫЙ ТРУД

О том, что война окончена, Зоя Сергеевна узнала ночью 9 мая. В два часа прибежала знакомая, стала прыгать, кричать: «Победа, победа!». Не в силах держать в себе ошеломляющую новость, девушки выбежали на улицу и поздравляли всех встречных. С этого момента стали достоянием истории боевые приключения лекарочки Зои, прошедшей несколько фронтов и честно заслужившей орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Сталинграда» и благодарность генерала армии И.С. Конева.
Ещё на год пришлось задержаться за границей: в Чехословакии инженерно-сапёрная часть Зои Сергеевны строила мост через Дунай. После демобилизации З.С. Мишутина вернулась в Тамбов. Стала лечить ребятишек в детской больнице и преподавать педиатрию в медицинском училище. Вскоре вышла замуж. Супруг – Гурген Дмитриевич, уроженец Еревана, потомок княжеского рода, выпускник Московского медицинского института, капитан медицинской службы получил назначение на должность главного врача мичуринского кожно-венерологического диспансера. Следом и молодая жена перевелась в мичуринский городской родильный дом на должность акушера-гинеколога (позже она стала заведующей гинекологическим отделением). С этим учреждением связано десять лет жизни.
«Мы обслуживали не только жительниц города, - вспоминает Зоя Сергеевна, - но и пациенток из Никифоровского и Мичуринского районов. Бывало, приедешь, а условий для оказания помощи нет. Как-то раз в Казинке женщина рожала прямо в хате. Пришлось работать в экстренном режиме (поневоле вспомнились военно-полевые условия): я быстро вскипятила воду, достала спирт, йод, несколько простыней из сундука. Роды прошли успешно, на свет появился мальчик. Спустя семнадцать лет рассказала столь необычный случай студентам медучилища (в котором преподавала на протяжении 29 лет – прим. автора). Вдруг один из них встаёт: «Зоя Сергеевна, это был я». Поразительное совпадение! Ради таких моментов стоит жить! Вообще, для врачей моего поколения самой большой благодарностью считалась запись в книге отзывов: «День операции - второй день моего рождения». А что касается денежных подношений, могу сказать абсолютно честно: к моим рукам за всю жизнь не прилипло ни одной нетрудовой копейки».
Работа стала для Зои Сергеевны смыслом жизни, потому что в 55-м году от фронтовых заболеваний умер любимый муж, и с тех пор рядом с ней не было ни одного мужчины, кроме сына Сергея, а позже и двух внуков. В последнее время у З.С. Мишутиной сильно ослабло зрение, она практически не выходит из дому. Телефон и радио – две ниточки, соединяющие эту мужественную и стойкую женщину с внешним миром. Так пусть 9 Мая будут непрерывно звучать поздравления в адрес ветерана от всех тех, в чьей жизни Зоя Сергеевна Мишутина сыграла важную роль. Она это заслужила как никто другой!

Автор:Ирина Адам