Лента новостей
Статья2 апреля 2011, 01:00

Многоликая Фемида

Любовь ко всему иностранному губительна для нашего человека и государства в целом. Господа депутаты время от времени занимаются тем, что переносят чужеземные законы на отечественную почву, отчего у рядовых россиян только прибавляется проблем, а у государственной казны - издержек. В заботах о подрастающем поколении кому-то пришла светлая мысль ввести в практику российского судопроизводства ювенальную юстицию, т.е. отдельную систему правосудия для несовершеннолетних. Ввести, правда, не ввели, но разговоров вокруг этой темы с каждым годом всё больше.

Сторонники нового законопроекта верят в то, что ювенальная юстиция, усиленная общественной составляющей, защитит детей от агрессии взрослых, а по отношению к юным преступникам сменит карательно-наказательный подход на гуманно-реабилитационный. Противники убеждены: государство получит возможность вмешиваться в семью по всякому мало-мальски весомому поводу, и, что самое страшное, массово отбирать детей у родителей. Своим мнением по поводу необходимости принятия спорного законопроекта поделился с читателями газеты прокурор г.Мичуринска Андрей Александрович Рыбальченко.
- Лично я считаю, что нет такой необходимости. Элементы ювенальной юстиции у нас действуют уже давно. В Уголовно-процессуальный кодекс РФ заложена статья, предусматривающая определённую процедуру ведения дел с участием несовершеннолетних, и занимаются ими отдельные судьи. В Мичуринске их трое. Кроме того, в процессе обязательно участвуют законные представители интересов подростка. Если сложившаяся система мер не срабатывает, то причиной может быть человеческий фактор. В этом случае закон бессилен.
В нашем городе детская преступность последние два года идёт на убыль: сорок пять преступлений в 2010 году против ста шестидесяти восьми в 2009-м. В шесть с половиной раз реже фиксировались преступления рецидивного (повторного) характера. Молодёжь преимущественно совершает кражи корыстной направленности, участвует в побоях с нанесением телесных повреждений, реже - в грабежах, разбойных нападениях и угоне автотранспорта. Зарегистрировано два случая родительского насилия над детьми.
С появлением института уполномоченных по правам ребёнка появилась ещё одна возможность для защиты интересов малолетних граждан. В нашей области создано отделение этой организации, его возглавляет бывший прокурор Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник.
Интересным опытом перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей поделился как-то наш земляк, председатель Комитета по безопасности Государственной Думы РФ Александр Иванович Гуров. Он рассказал о проекте, апробированном в нескольких колониях. Освобождённым подросткам помогали с жильём, трудоустройством и отслеживали, как влияет социальная адаптация на их дальнейшее поведение. Из трёхсот участников эксперимента лишь единицы совершили в дальнейшем повторные преступления.

Слова прокурора наводят на определённые мысли. Конечно, такие разовые акции по работе с трудными подростками очень эффективны и востребованы, только почему, целиком доказав свою состоятельность, они не влияют на характер государственной политики, не становятся частью национальных проектов? И ещё. Если доказано, что повышение уровня социальной защищённости граждан резко сокращает преступность в стране, то по динамике последней можно судить о реальной, а не декларируемой заботе государства о своём населении.

Автор:Ирина Адам