Лента новостей
Статья1 сентября 2012, 01:00

Мотопробегу Мичуринск - Крым - 50 лет

Полвека назад, летом 1962 года, автор этих строк, будучи председателем комитета ДОСААФ завода п/я 10 ("Прогресс"), предложил группе заводских мотолюбителей совершить туристический мотопробег по маршруту Мичуринск - Крым. В походе согласились участвовать Александр Дмитриевич Зацепин, Эдуард Михайлович Мантров, Иван Александрович Щёголев, Борис Михайлович Фёдоров.

Много спорили о маршруте и наконец остановились на таком: Мичуринск-Орёл-Курск-Белгород-Харьков-Новомосковск-Запорожье-Джанкой-Симферополь-Алушта-Гурзуф-Ливадия-Алупка-Симеиз. Придирчиво стали готовить мототехнику. У нас было два мотоцикла и три мотороллера "Вятка". 1400 километров пробега в один конец - не шутка, но все мотороллеры, в том числе и мой К-175, новые. У нас был только один “старичок” - ИЖ-49, но о нём впереди особый разговор. Самым сложным, помимо согласия родителей, оказалось выпросить внеочередные отпуска. Со скрипом они были получены, и назначена дата старта - 20 июня.
И вот рано утром под родительские напутствия "ни пуха, ни пера" наша кавалькада трогается в путь, провожаемая любопытными взглядами и лаем собак. Впереди мотоциклы, за ними мотороллеры. Естественно, все загружены "под завязку": одежда, палатки, удочки, инструменты. Вечером первого дня, после семи часов езды, приближаемся к Орлу. Уже вечерело, когда у мотоцикла ИЖ-49 отказал электрогенератор. Остановились. Начало темнеть. Надежды на то, что ИЖ-49 дотянет на аккумуляторе до города, никакой. Принимаем решение поставить палатки и ночевать на месте. Утром ИЖ-49 всё-таки на аккумуляторе доезжает до Орла. Находим городской комитет ДОСААФ и просим помощи в ремонте генератора. Её обещают, но не раньше следующего дня. Терять столько времени мы не можем и с согласия хозяина мотоцикла Саши Зацепина оставляем его в Орле, строго предупредив местных досаафовцев, чтобы после ремонта его вернули в Мичуринск. Дальнейший путь продолжаем вчетвером. Вечером следующего дня ночуем уже под Харьковом, а вечером 23 июня мы в Алуште.
Вот он, долгожданный Крым. Все три дня сидели за рулём по шесть-семь часов и, конечно, было трудно, но гордость за себя и за нашу технику, осознание того, что мы благополучно прошли половину маршрута, было лучшей наградой. В Алуште хорошо отдохнули, дорвались до моря. Опробовали удочки, и добыли несколько бычков. Погода стояла чудесная, из моря не хотелось вылезать. Привели себя в порядок, побрились, сходили в хорошее кафе с музыкой. Бродили по городу, фотографировали красоты Крыма. Отдохнули два дня, и снова в путь.
Следующая остановка - в Гурзуфе. Недалеко от города проехали мимо знаменитой горы Аю-Даг (Медведь-гора). В её окрестностях располагался знаменитый пионерский лагерь "Артек". Позавидовали отдыхавшим там ребятишкам. От Алушты до Гурзуфа около 40 километров. В Гурзуфе остановились на два дня и всё время не вылезали из моря. Затем была Ялта - лучший курорт того времени. Нам рекомендовали посетить гору Ай-Петри и водопад Учан-Су, но что-то помешало это сделать, и на второй день мы уехали в Ливадию, где пробыли один день, а затем направились в Алупку, прекрасный уголок Крыма. Были там целых три дня. Посмотрели бывший дворец графа Воронцова, вокруг него - парк с редкими растениями со всего мира. Из Алупки доехали до конечного пункта нашего маршрута - прекрасного, экзотического места Симеиз. Там позволили себе задержаться ещё на два дня. Кто-то предложил продолжить путешествие до Фороса, это ещё около 30 километров, но никто не согласился, и мы решили возвращаться домой.
Двигались привычным маршрутом. Не доезжая до Гурзуфа, опять вспомнили присказку "ни пуха, ни пера", когда от моего мотоцикла оторвалось ветровое стекло, и мне пришлось ехать дальше в шлеме и очках. В Гурзуфе мы задержались на один день, посетили Никитский ботанический сад. Наши финансы и отпускное время подходили к концу, и мы через трое суток без каких-либо приключений, с сожжёнными солнцем и ветром лицами и облупившимися носами вернулись в родной Мичуринск.
Встреча произошла без оркестра и цветов, но наши родители были счастливы и горды своими сыновьями. Первым делом посетили оставленного нами Сашу Зацепина и убедились, что у него всё в порядке. Орловские досаафовцы сдержали слово и бесплатно отремонтировали ему генератор. Через сутки он вернулся домой.
На этом и закончилась наша южная мотоэпопея. Перед поездкой некоторые "доброжелатели" говорили мне: "Михалыч, ты с этим колхозом в Крым не доедешь". А мы взяли и доехали!
В заключение хочу поздравить бывших коллег с юбилеем нашего пробега, пожелать здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни! Я вас всех помню!

Автор:Николай Митронин