Лента новостей
Статья6 сентября 2014, 01:00

Музей двух художников

Дом А.М. Герасимова.
Дом А.М. Герасимова.

В конце 80-х годов XX века в Мичуринске состоялся съезд архитекторов России, на котором было единодушно высказано мнение - наш город по своей архитектуре можно сравнить с Петербургом. Мичуринск имеет давние традиции в изобразительном искусстве. Начинаются они с художественной школы, созданной в 1832 году Афанасием Дмитриевичем Надёжиным. Продолжаются в 1870-х годах открытием художественно-иконописной мастерской братьев Юрьевых, в которой работало около 100 резчиков, живописцев и более 50 позолотчиков. Иконы писались и реализовывались не только в Козловском уезде Тамбовской губернии, но и за её пределами.

Но вернёмся к художественным традициям города. В начале 1900-х годов академик живописи С.И. Криволуцкий заканчивает Петербургскую Академию художеств и открывает в Козлове художественную школу. Эта школа дала путёвку в жизнь многим художникам города. Из её стен вышли художники Д.Р. Панин, С.С. Варсонофьев. По совету С.И. Криволуцкого будущий народный художник СССР А.М. Герасимов поступил в 1903 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился А.М. Герасимов у талантливых преподавателей и художников А. Архипова, А. Васнецова, В. Серова и К. Коровина. Желая продолжить заниматься в мастерской К. Коровина и по настоятельному совету последнего, Александр Герасимов поступает, помимо живописного, на архитектурное отделение. В 1915 году он с отличием заканчивает его. А.М. Герасимов - единственный выпускник училища, получивший два диплома: художника первой степени и архитектора. В год окончания училища, в разгар Первой мировой войны, его призывают в армию, и после трёх лет службы он возвращается в Козлов. В конце 1918 года А.М. Герасимов создаёт в городе художественное объединение «Коммуна творчества козловских художников». Он собирает не только профессионалов, но и всех, кто «умел держать кисть в руках». Коммунары пишут панно, лозунги, плакаты, изготавливают декорации для спектаклей театра. Кстати, Козловский театр разумных развлечений был построен в 1913 году, фасад театра, по некоторым данным, проектировал А.М. Герасимов. До 1925 года он работает в театре штатным декоратором. Рассказывают, что когда открывался занавес, весь зал вставал и рукоплескал талантливым декорациям художника. И поэтому неслучайно в 1925 году А.М. Герасимов уезжает в Москву по приглашению Московского театра оперетты. Работая в столичном Малом театре, художник обратил на себя внимание как талантливый декоратор. Спустя годы художественный руководитель этого театра Ю. Соломин писал: «Из всех декораций, сохранившихся в Малом театре, самыми лучшими и ценными являются декорации художника А.М. Герасимова».
В 1927 году А.М. Герасимов познакомился с К.Е. Ворошиловым. Произошло это, когда художники, среди которых был и Александр Михайлович, были приглашены написать портрет Ворошилова с натуры. Пять художников сделали этюды, а когда К.Е. Ворошилов обошёл всех, он воскликнул, указав на А.М. Герасимова: «Вот кто написал самый мой лучший портрет!». Так они познакомились и дружили на протяжении многих лет. Александр Михайлович написал много портретов Климента Ефремовича, членов его семьи. Но самым выдающимся произведением была картина «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». Она находится в экспозиции Третьяковской галереи.
С этой картиной и некоторыми другими произведениями связана такая история. Её рассказал мне бывший референт Академии художеств СССР М.М. Захваткин. Когда Н.С. Хрущёв разоблачил культ личности Сталина, вышло постановление о том, чтобы все книги с изданиями докладов Сталина, находящиеся в библиотеках, сжечь, а все картины с изображением Сталина вырезать из холстов. А.М. Герасимов в это время был Президентом Академии художеств СССР. Члены президиума решили, что А.М. Герасимов должен пойти к Н.С. Хрущёву и поговорить с ним на этот счёт. А.М. Герасимов пришёл и сказал: «Никита Сергеевич, вы издали постановление, но как же быть с картинами, это же искусство!», на что Хрущёв ответил: «Какое это искусство, его нужно сейчас развенчать!» - «Я в искусстве разбираюсь на две головы выше вас», - сказал А.М. Герасимов и ушёл. Этих слов хватило для того, чтобы Н.С. Хрущёв вызвал министра культуры Е.А. Фурцеву и сказал ей: «До каких пор этот козловский мужик будет сидеть в Академии художеств и так разговаривать с Генеральным секретарём ЦК КПСС?! Вон его, пусть напишет заявление и уходит».
Александр Михайлович не написал заявление, но больше не вышел на работу. Началась травля художника. Ему стали звонить и говорить, что на его картине «Первая Конная», которая получила Гран-при в Париже, вырезан Сталин, остальные портреты убраны из музеев, картина «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» висит вниз «головой». А.М. Герасимов страшно переживал по этому поводу. Всё время, до самой смерти, он работал в своей мастерской. Умер художник в 1963 году. И только в 1981-м, в год 100-летия со дня рождения А.М. Герасимова, двенадцать залов Академии художеств были отведены под юбилейную выставку произведений художника. Картины «Первая Конная», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», «Ленин на трибуне» также экспонировались на этой юбилейной выставке.
И теперь по прошествии 50 лет со дня смерти художника можно с уверенностью сказать: «Неважно, кого он писал, а важно, как он писал». Поэтому когда Александру Михайловичу говорили: «А что вы так много пишете Сталина?», он отвечал: «А кто его не писал, только Репин, потому что он не жил в это время».
А сколько замечательных портретов создал замечательный художник: «Портрет А.К. Тарасовой», «Портрет О.В. Лепешинской», «Портрет старейших художников»; великолепные ученические портреты: «Портрет Н. Гиляровской», «Портрет искусствоведа В.М. Лобанова», позже написан «Портрет Гедике», многочисленные женские портреты и многие, многие другие. Около трёх тысяч произведений разных жанров создал за свою творческую жизнь мастер. Сто сорок одно произведение находится в Музее-усадьбе А.М. Герасимова. Пятьдесят четыре из них он подарил Мичуринскому краеведческому музею, который возглавлял заслуженный работник культуры РСФСР А.В. Парамонов. Остальные восемьдесят семь произведений собрала со всей страны автор этих строк.
Музей, созданный в 1970-х годах в Мичуринске, на родине художника, является жемчужиной не только города, Тамбовского региона, но и всей России. Удачное сочетание купеческого дома и современного выставочного зала привлекает туристов не только нашей страны, но и стран зарубежья. Украшение мемориальной усадьбы - творческая мастерская Александра Михайловича, в которой он создал около ста произведений искусства. Посетители не перестают восхищаться мемориальной террасой, на которой художник за три с половиной часа без единого этюда создал шедевр «Мокрая терраса. После дождя» - украшение Третьяковской галереи. Любители искусства из более чем двадцати стран мира до сих пор восхищаются этим шедевром, созданным восемьдесят лет тому назад.
В год 100-летия со дня рождения А.М. Герасимова на площади напротив музея был установлен бронзовый бюст художника на гранитном постаменте работы Е.В. Вучетича. Всего в нескольких метрах от музея располагается Боголюбский собор - копия Храма Христа Спасителя (автор проекта Константин Тон). Вокруг Боголюбского собора сохранились монастырские дома Козловского женского монастыря. Весь архитектурный комплекс выдержан в едином стиле. Многие купеческие дома на улице Герасимова, бывшей Лебедянской, украшены архитектурными деталями Боголюбского собора. Таким образом, вся прилегающая к мемориальной усадьбе площадь представляет культурный и духовный интерес и достойна, чтобы включить её в большое «Золотое кольцо России».
Самую высокую оценку Музею-усадьбе А.М. Герасимова и творчеству народного художника СССР А.М. Герасимова дала генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Е.Я. Кальницкая. Когда летом 2013 года она в сопровождении директора Тамбовского областного краеведческого музея ехала в Мичуринск, то в разговоре с ним сказала: «И куда вы меня везёте? Мичуринск - маленький провинциальный городок, да и Герасимов известен лишь тем, что писал Ленина и Сталина». А когда я провела экскурсию по мемориальному дому, по утопающей в цветах усадьбе, а затем представила постоянную экспозицию произведений А.М. Герасимова, в частности, «Портрет Н. Гиляровской» и «Портрет искусствоведа В.М. Лобанова», то Е.Я. Кальницкая воскликнула: «Да вы понимаете, какой музей вы создали?! Ведь это Клод Моне!». И тут же открыла планшет и показала усадьбу этого французского художника в Париже, также утопающую в цветах. После посещения музея, она, восхищаясь, рассказывала в областной администрации о том, что увидела в Мичуринске в музее А.М. Герасимова. Эта была самая большая профессиональная оценка музея и выдающегося народного художника XX века А.М. Герасимова.

В городе Мичуринске родился ещё один выдающийся художник-график Станислав Михайлович Никиреев. Лучший рисовальщик мира занесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что на одном квадратном сантиметре офорта он уместил семьдесят восемь деталей. Ни одному художнику в мире не удавалось это сделать. Начиная с 1975 года автор этих строк покупала графические произведения народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств С.М. Никиреева. Так собралась коллекция из 61 произведения - самая большая в нашей стране. К сожалению, до сих пор не создан музей С.М. Никиреева, хотя его нет уже в живых более семи лет. Не так давно поднимался вопрос о том, чтобы небольшой пустующий купеческий дом рядом с Музеем-усадьбой передать нам под отдел графического искусства С.М. Никиреева. Это было бы ещё одно достопримечательное место на улице Герасимова.
По соседству с музеем снесено ветхое жильё, люди переселены в благоустроенные квартиры. Глава города В.Н. Макаров обещал расширить усадьбу музея за счёт этой площади, построить ещё один выставочный зал для работ современных художников, фондохранилище, реставрационную мастерскую. Дом снесли, но дальше дело не идёт. Инвесторы, которые выиграли эту землю, хотят строить гостиницу, арт-кафе, но это совсем не то соседство, которое должно быть рядом с очагом культуры.
Музей разработал выставочный проект «Два имени - две судьбы» (творчество А.М. Герасимова и С.М. Никиреева). Выставка экспонировалась в городах Тамбовской и Липецкой областей. Она была востребована молодёжью трёх университетов - Тамбовского государственного университета им. Державина, Липецкого государственного педагогического университета, Мичуринского государственного агроуниверситета. Это ко многому обязывает.
Такая достопримечательность в малом городе России может привлечь экскурсантов со всего мира.

Автор:Тамара Воронова