Лента новостей
Статья31 марта 2017, 13:47

Музыка жизни

«Достижения мировой культуры необходимы каждому, чтобы стать цивилизованным человеком». Эти слова принадлежат Сергею Сергеевичу Сафронову, директору Мичуринской детской школы искусств, заслуженному работнику культуры, профессору, академику. Вся его жизнь наполнена сильным и прекрасным чувством - любовью к искусству.

Сергей Сафронов с учеником. Фото Павла Хотунцева.
Сергей Сафронов с учеником. Фото Павла Хотунцева.

На дворе стоял 1946 год. По многолюдной рыночной площади в Брянске через толпу пыталась пройти женщина с мальчиком лет восьми. Она пришла на рынок только с одной целью - купить своему сынишке на зиму пальто. В кармане лежало всего 140 рублей. В это время на базарной площади было очень много солдат, продающих вещи из освобождённой Европы. Один из них, в серой шинели и без ноги, сидя на сырых досках, музицировал на трофейном аккордеоне. Играл умело и звучно, но немногие обращали на него внимание - слишком было шумно и суетливо. Мальчик подошёл к играющему и стал заворожённо слушать. «Пошли примерять пальто, я нашла подходящее» - «Я никуда не пойду! Вот солдат продаёт аккордеон, давай купим!» Мать строго посмотрела на сына, и он заплакал: «Хочу, хочу-у-у». Вокруг собиралась толпа. «За 140 рублей отдам», - сказал солдат. И вот уже счастливый ребёнок с аккордеоном на плече, обгоняя свою маму, шлёпает по лужам. Этим мальчиком был Сергей Сергеевич Сафронов.

Механик
со скрипкой

«Я рос в культурной семье, - рассказывает Сергей Сергеевич. - Моя мама -
очень грамотная и рассудительная - работала учительницей в школе. Отец - кадровый офицер в военно-воздушных силах. К сожалению, домой после войны он так и не вернулся». Но у отца в Москве оставались хорошие друзья, которые по доброй традиции приглашали любознательного мальчика на каникулы в гости. Вместе с ними юный Сергей ходил по музеям, филармониям, театрам. Помимо столицы, мальчик часто посещал Ленинград - Русский музей, Мариинский театр, Петергоф, Эрмитаж… «За малый промежуток времени я увидел столько мировых достижений культуры и искусства, сколько не каждый пожилой человек за всю жизнь», - признаётся Сергей Сергеевич.
Но сначала юноша выбирает путь, совсем далёкий от искусства. Он поступает в техникум учиться на техника-механика автомобильного транспорта. Перед дипломной практикой понимает, что выбранная профессия не для него. «В автомобильном цеху было грязно, коллектив разговаривал, часто используя нецензурные выражения. Для меня, человека, воспитанного на культурных ценностях, это было ужасно». Но, несмотря на неприятные впечатления, Сергей завершил практику, защитил диплом. На долгом семейном совете было решено продолжать обучение в Смоленском музыкальном училище по классу скрипки (ранее Сергей окончил музыкальную школу). Три года в училище пролетели незаметно, студента забирают в армию. По возвращении в Смоленск случилась настоящая катастрофа. «Я взял в руку скрипку и не смог сыграть - всё забыл. А скоро сессия - сдача экзаменов у третьекурсников. Пришлось просить директора, чтобы меня взяли снова на второй. Вот так начал практически всё сначала».
В этот период трудности окружали Сергея повсюду. Главная - отсутствие денег. «Чтобы хоть как-то прожить, устроился играть на аккордеоне в местное кафе «Гудок». Немного позже стал совмещать учёбу с преподаванием в районной музыкальной школе», - вспоминает профессор. После окончания Смоленского музыкального училища вместе с супругой, с которой он сочетался узами брака на четвёртом курсе, Сергей Сафронов уезжает в Брянск. И вот первое серьёзное назначение. В 29 лет Сергей Сергеевич становится директором музыкальной школы в Фокино (десять километров от Брянска). «Я, недавний выпускник, не имеющий никакого опыта в области финансовой и административно-хозяйственной работы, должен принять коллектив из 25 человек и остановить банкротство школы», - рассказывает о своих переживаниях Сергей Сафронов. Но, как всегда бывает, в тяжёлый момент поддержала мама. «Не волнуйся, говорила она мне, - вспоминает Сергей Сергеевич, - делай так, чтобы проблема больше не повторялась. Помни, ты теперь отвечаешь за сотрудников и детей». За шесть лет руководства директор сумел сделать из школы образцовое учебное заведение.

Его школа

«Мы часто с женой приезжали в Мичуринск, так как она была родом из этого города. Во время визитов я сдружился с директором музыкальной школы № 1, которая в одном из разговоров предложила мне возглавить её «детище». Я отказался. Но в конце мая 1973 года мне в Фокино пришла телеграмма за подписью горкома партии и отдела культуры с просьбой возглавить Мичуринскую музыкальную школу. Моя жена обрадовалась, а я ещё долго сомневался, но всё-таки согласился», - комментирует своё судьбоносное решение Сергей Сафронов.
Музыкальная школа № 1 встретила нового директора букетом требующих решения проблем: задолженность по зарплате, неукомплектованность классов, сложности в трудовом коллективе и плачевное состояние материальной базы. Опираясь на опыт работы в Фокино, Сергей Сафронов постепенно начал выводить свою новую школу из кризиса. «В 1976-м я оканчиваю Рахманиновское музыкальное училище по специальности «Балалайка» и начинаю давать уроки. Ранее этот музыкальный инструмент в школе не изучали. Затем организую ансамбль балалаечников «Коробейники», - рассказывает о нововведениях Сергей Сергеевич. Позднее на базе музыкального учреждения образуются и другие коллективы: симфонический оркестр, оркестр баянистов и аккордеонистов, оркестр русских народных инструментов, пользовавшийся огромной популярностью не только в городе, но и области. «Я начинаю вдруг осознавать, что мои знания в области педагогики и психологии недостаточны. Чтобы восполнить пробел, поступаю в Мичуринский педагогический институт», - комментирует Сергей Сергеевич. Но и на этом он не останавливается, жажда новых открытий ведёт Сафронова в Московский государственный институт культуры на дирижёрское отделение, куда он поступает уже в возрасте 42 лет.
Но главное дело его жизни ещё впереди. Сергей Сергеевич задумывает проект, который в то время казался невыполнимым. Он отправляется в Министерство культуры, где выступает с предложением о создании в Мичуринске школы искусств. По задумке автора, будущая школа должна включать в себя сразу несколько направлений: музыкальное, театральное, художественное, хореографическое. Несмотря на то, что подобных учебных заведений в стране ещё не существовало, в высоких кабинетах дают согласие на строительство уникального объекта. Но отказывают в его финансировании. «В это время я уже ушёл с поста директора школы и с педагогами-единомышленниками арендовал небольшие комнаты на четвёртом этаже ДК «Авангард», где мы преподавали уроки музыки детям», - рассказывает Сергей Сергеевич. Ситуация была критическая. Где же брать деньги на строительство новой школы? Сергей Сафронов не привык останавливаться на половине пути. Благодаря неимоверным усилиям договорился с руководством завода «Прогресс» о помощи в строительстве двухэтажной кирпичной коробки. Все работы по внутренней отделке помещений взяли на себя сотрудники, родители учащихся и даже дети. Строительство школы продолжалось долгие 20 лет. «Без преувеличения могу сказать, что мы вложили всю душу и всё своё здоровье в этот проект, - говорит Сергей Сергеевич. - Я благодарен родителям, которые совершенно безвозмездно днями и ночами по выходным помогали в строительстве школы искусств». Сегодня учебное заведение посещает 400 учеников, здесь создано несколько творческих коллективов. Совсем недавно Мичуринская детская школа искусств заслуженно вошла в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».
Общий стаж административной работы Сергея Сергеевича насчитывает больше 50 лет, но грамотный управленец успешно реализует себя и в качестве талантливого композитора и научного деятеля. Им создано 96 фундаментальных работ, в том числе 42 учебника по аккордеону, балалайке, ансамблю и оркестру. Помимо этого, из-под пера автора вышли 13 инновационных проектов (музыкальные оперы, балеты, мюзиклы), пять авторских проектов-конкурсов по фортепиано, баяну, балалайке, скрипке, аккордеону, домре и вокалу. За достижения в области культуры и искусства Сергей Сафронов награждён шестью орденами: «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За беззаветное служение художественному образованию России», «За вклад в науку» I степени, «Академика Международной Академии Культуры и Искусства», «Служение искусству», «За вклад в культуру».
Когда мы соприкасаемся с возвышенным миром искусства, наша жизнь становится гармоничнее. Тем более если проводником в этот мир становится такой непревзойдённый мастер своего дела, как Сергей Сергеевич Сафронов.

Автор:Павел Хотунцев