Лента новостей
Статья7 февраля 2013, 01:00

Музыкальные школы Козлова

Женская гимназия Козлова.
Женская гимназия Козлова.

Первая музыкальная школа, утверждённая Министерством внутренних дел, открылась в Козлове в 1909 году. Её создателем и директором стал В.М. Герник. Приём учащихся производился постоянно, в течение всего года. Окончившим выдавались установленные министерством свидетельства. Здание школы располагалось в доме Ястребова на углу улиц Мясницкой и Гоголевской. В ней был организован хор из 35 человек, который выступал на благотворительных концертах.

В 1912 году директор музыкальной школы В.М. Герник получил два приглашения: занять должность военного капельмейстера в Гельсингфорсе и Владикавказе. Однако от обоих господин Герник отказался, во-первых, потому, что, по его мнению, "свобода истинного музыканта подобна свободе птицы небесной"; во-вторых, потому, что "продать свою независимость и добровольно сунуть голову в ярмо, подобно быку, - то же самое, что в адском огне носить воду в бездонных сосудах". Наконец, Герник был не только военным капельмейстером, но и оперным дирижёром в Ростове-на-Дону и других городах. Да и бросить любимых чад и музыкальную школу, которых он под сердцем вынашивал и в мучениях создал, - дело тоже нелёгкое. Пока же маэстро искренне верил в то, что настанет день, когда козловские жители отнесутся к его школе сердечно и дадут более объективную оценку его деятельности и достигнутым результатам. А если этого не случится, то музыкальная школа, закрывшись в Козлове, возродится под управлением того же лица через два дня на Кавказе, через четыре - в Польше, через шесть - в Туркестане. А через 24 даже в Америке.
"В последнее время, - писал директор музыкальной школы в Козлове, - разные невежды от музыки из числа полуграмотных ротных писарей стараются распространить о школе ложные слухи. Так, они развязно утверждают даже в печати, что школа существует пять лет и не выпустила ещё ни одного дирижёра, ни одного музыканта. На самом деле музыкальная школа живёт всего два с половиной года, то есть вдвое меньше того срока, какой насчитывают клеветники. Это во-первых. Во-вторых, деятельность школы всё время была на виду у всех, и её концертные вечера посещались сотнями любителей музыки, а также представителями местной прессы, которые отмечали успехи учащихся из года в год. Сколько же после этого надо иметь отваги, чтобы решиться бросить в школу ложным изветом и комом грязи!..
Основав школу, мне пришлось работать на совершенно девственной почве. Два с половиной года назад Козлов в музыкальном образовании был "ничто". И на первых же порах школа должна была бороться со страшным врагом музыки - дилетантизмом (умением лишь барабанить пальцами или водить смычком). Надо было иметь невероятную силу воли и выдержки и колоссальное терпение, чтобы заставить учащихся делать своё дело систематически, не гоняясь за мишурным блеском. И вот при таких-то неблагоприятных условиях музыкальная школа сумела за два с половиной года представить публике учениц А. Полянскую. А. Савченко, А. Сазыкину, З. Лёвину и других, которые на концертных вечерах производили прекрасное впечатление на всех своей обдуманной игрой. Кроме занятий с платными учащимися, школа много потрудилась и для бесплатных учеников с окраин и "ям", организовав из них хор в 50 человек, который уже выступал на концертном вечере. Всего этого школа достигла в треть того времени, которое признаётся необходимым для полного курса (семь лет) любого музыкального училища! Невежественные критики школы кидают ещё упрек ей, что она не выпустила "ни одного дирижёра". Но это всё равно, что сказать общеобразовательной школе: "Ты не выпустила ни одного писателя, учёного, поэтому ты никуда не годна!". Задача музыкальной школы - давать музыкальное образование, и только. Дирижёров не готовит и не может готовить ни одна музыкальная школа, как писателей и учёных не готовит ни одно общеобразовательное училище. Дирижёрство - природный дар, который можно развить, но не создать в том, кто им не наделён".
29 января 1912 года в школе под управлением В.М. Герника проходил третий за год музыкальный вечер. Программа вечера состояла из трёх отделений. В концерте выступили хор певчих из 30 человек под управлением В.М. Герника, исполнивший авторский "Траурный марш", благодаря которому маэстро снискал признание как на Кавказе, так и юге России, а также другие его произведения: "Жук", "Что ты, сердце моё!". В тот раз на козловской сцене блистали хор девушек, младшие ученицы, а также учащиеся старших классов.
По воспоминаниям современников, музыкальный вечер, как всегда, привлёк полную залу слушателей, которые сопровождали аплодисментами каждое выступление юных дарований.
15 апреля того же года в музыкальной школе В.М. Герника проводились экзамены на получение свидетельства об окончании курса по классу фортепиано. Все экзаменовавшиеся исполняли упражнения на заданные темы, а также этюды музыкальных классиков. По итогам испытаний свидетельств об окончании учебного заведения были удостоены Михаил Винавер, Клавдия Александрова, София Мягкова, Антонина Савченко и Александра Сазыкина. Примечательно, что последние четверо до поступления в музыкальную школу нигде музыке не обучались. Кроме того, А. Савченко и А. Сазыкина вместе со свидетельствами получили по похвальному листу I степени за "особую любознательность к музыкальной науке". Спустя всего две недели очередной музыкальный вечер вновь привлёк в музыкальную школу В.М. Герника полную залу публики.
Однако, несмотря на все видимые успехи, в том же 1912 году школа В.М. Герника всё же прекратила своё существование. На смену ей с разрешения начальства в начале того же года на улице Никольской за городским садом в доме Матвеева открылась музыкальная школа М.Ю. Бологовской, работавшей по программе музыкальных училищ Императорского Русского музыкального общества. Согласно сохранившимся документам некоторое время (в течение зимы и весны 1912 года) эти два образовательных учреждения существовали параллельно. Однако то, что при новой школе действовали классы фортепиано, скрипки, сольфеджио, гармонии и контрапункта, стремление открыть в ближайшее время классы виолончели и сольного пения (в школе В.М. Герника пение было лишь хоровым), а также возможность получить после окончания учебного заведения звание регента, привлекало в её ряды несравнимо большее число учеников. Немаловажным преимуществом нового музыкального учебного заведения стал и контингент преподавателей, состоявший сплошь из выпускников Тамбовского музыкального училища и даже Пражской консерватории. Сама же М.Ю. Бологовская в своё время окончила консерваторию Санкт-Петербурга.
Свой первый бесплатный отчётный концерт музыкальная школа М.Ю. Бологовской устроила 29 марта 1912 года в зале 1-й Козловской женской гимназии. Приём учеников здесь начинался с 1 августа, занятия же, которым предшествовал молебен, начинались с 18-го числа. Плата за обучение по классу рояля составляла 60 рублей за полугодие, по классу скрипки - 70 руб. В июле 1912 г. школа сменила свой адрес и переехала на Московскую улицу в дом Г.И. Дерибизовой, расположенный напротив Покровского собора.
В годы Первой мировой войны музыкальная школа М.Ю. Бологовской продолжала существовать. Последние сведения о ней мы находим в городских хрониках от 7 февраля 1916 года. В тот раз М.Ю. Бологовская устроила бесплатный музыкальный вечер, средства от которого пошли в кассу общества вспомоществования нуждающимся ученицам Козловской женской гимназии. Какова дальнейшая судьба музыкальной школы, пока, к сожалению, неизвестно.

Автор:Ирина Матушкина