На пути к совершенству

10 сентября 2016, 06:00 1361

Наш разговор состоялся в кабинете его хозяина - бессменного (на протяжении 12 лет) председателя научно-технического совета Мичуринска-наукограда РФ, академика РАН, доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного деятеля науки РФ, почётного гражданина Мичуринска, профессора, заведующего отделом послеуборочных технологий плодов (хранение, товарная обработка, доведение до потребителя качественной продукции садоводства) ВНИИС имени И.В. Мичурина В.А. Гудковского.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (09/08/2016 - 16:34)

В.А. Гудковский с яблоками, выращенными в 2015 году (доказательство высокой эффективности разработанного метода хранения). Фото Владимира Кужелева.

Как стало известно, недавно он удостоен ещё одной высокой награды - премии Тамбовской области имени И.В. Мичурина. В следующем году Владимиру Александровичу исполнится 80 лет. Несмотря на солидный возраст, он обладает прекрасной памятью, ясностью мысли, его речь академически строга. Наш разговор посвящён его жизненному пути, научным поискам и достижениям.

Детство
и юность

Родился герой нашего рассказа 17 апреля 1937 года в посёлке Москалёвке, что в Кустанайской области Казахской ССР, в крестьянской семье. Мать Мария Евдокимовна работала в колхозе дояркой, отец Александр Васильевич - гуртоправом, на его попечении было огромное колхозное стадо в 500 коров. Впоследствии обладавший недюжинными интеллектуальными способностями колхозник стал председателем сельпо, которое обеспечивало местное население всеми необходимыми товарами. Несмотря на броню, весной 1942 года отец ушёл добровольцем на фронт. Заместитель командира взвода сержант Гудковский, награждённый за храбрость орденом Славы первой степени, был тяжело ранен в боях под Берлином в апреле 45-го и умер в госпитале. На попечении матери осталось четверо детей. То были годы лишений, испытаний голодом и холодом. Питались одной картошкой и то не досыта. Чтобы побороть голод, разнообразили свой скудный рацион кашей, сваренной из семян сорняков. На маленькую зарплату матери впятером невозможно было прожить, и после четвёртого класса Володю отправили в интернат для детей-сирот, находившийся на узловой станции Кушмурун. Но и там жизнь была трудная: недостаточное для растущего организма питание, мучения от пронизывающего холода. Тогда к 12-летнему парнишке, наученному горьким опытом безграмотной матери, вынужденной по этой причине заниматься самым неквалифицированным трудом, пришло понимание того, что без хорошего образования в жизни не будет достойного пути. Осознание этого придавало ребёнку физические и моральные силы, и он старался хорошо учиться. В его аттестате об окончании десятилетки были только отличные и хорошие оценки.
Следующий этап получения знаний - высшее образование. Владимир по непонятным ему самому причинам уверовал, что нужно поступать в горный институт. С этой целью отправился в Свердловск, где находился горный институт имени Вахрушева, с нехитрыми пожитками (пара маек, трусов да рубашка) в сбитом своими руками деревянном чемодане. Сдавать пришлось пять экзаменов. Поскольку Владимиру в школе легко давались химия, физика и математика, он получил по этим предметам «отлично», а на экзаменах по литературе и русскому языку - соответственно четвёрку и тройку. В итоге набрал 22 балла при проходных 23-х.
Пришлось на год взять тайм-аут в образовании и посвятить это время трудовой деятельности. Устроился на работу диспетчером в солидной автобазе на узловой станции Тобол. Шёл 1955 год, пора активного освоения целинных земель, и автоколонна принимала участие в строительстве в чистом поле посёлков для целинников.
Отработав здесь год, 18-летний парень отправился в Алма-Ату снова поступать в горный институт, но документы у него не приняли, поскольку он достиг призывного возраста и должен был идти служить в армию. В последний приёмный день (31 августа) он сдал документы в Казахский государственный сельскохозяйственный институт. Экзаменов было всего три. Химию и математику сдал на пять, литературу - на четыре и поступил, хотя конкурс был довольно большой - четыре человека на место. Началась студенческая пора. Первые два года Владимир был круглым отличником. Через два года выбрал специализацию «Плодоовощеводство», поскольку его заинтересовал вопрос, как выращивают сады.

Полная версия статьи  в газете "Мичуринская правда".