Лента новостей
Статья5 сентября 2009, 01:00

Нашлись через 50 лет

Не успел на страницах нашей газеты появиться материал "Война и мир по-мичурински" ("МП" от 9.07.2009 г.), как в редакцию обратился одногруппник автора статьи жителя Эстонии В.С. Зайцева мичуринец К.И. Копосев.


Константин Иванович поблагодарил коллектив "МП" за то, что помогли найти давнего товарища, связь с которым оборвалась около пяти десятков лет назад. Наш читатель рассказал, с какой радостью обнаружил в “Мичуринской правде” информацию о потерянном, казалось, навсегда приятеле по железнодорожному училищу №1 (ЖУ №1), существовавшему ранее в Мичуринске.
Также Константин Иванович передал в редакцию письмо, в котором делится своими воспоминаниями о учёбе в ЖУ №1 и рассказывает о судьбах друзей-одногруппников. Его мы и публикуем сегодня на страницах нашей газеты.

Прочитал в "Мичуринской правде" №131-132 от 9 июля 2009 г. статью "Война и мир по-мичурински", в которой Василий Зайцев, проживающий в г. Кейла (Эстония), вспоминает прошедшую жизнь в г. Мичуринске и просит отозваться товарищей, обучавшихся с ним в железнодорожном училище №1 в 1942-1944 годах. Я начал вспоминать всех учившихся в группе электромонтёров и насчитал около 20 человек. Это Женя Ефремов - наш староста, Валя Колесникова, Надя Колесникова, Лида Сироткина, Надя Богданова, я - Костя Копосев, Лёша Лисицин, Толя Попов, Саша Полунин, Лёша Урюпин, Лёша Трунов, Борис Фролов, Витя Уколов, Василий Зайцев, Женя Ленёв, Боря Чиркин, Саша Попов, Клишин и ещё, по-моему, Каргальцева (к сожалению, имён вспомнить не смог).


Начали мы заниматься 1 сентября 1942 года в здании на углу Советской и Коммунистической улиц. Здесь раньше была церковь, которую перестроили, в ней и разместилось наше училище. Весь двор учреждения был засыпан горелым зерном для просушки на корм лошадям - результат бомбардировок немецкой авиации города и станции Кочетовка. Да и в дальнейшем после ночных налётов нашу группу электромонтёров часто посылали убирать оборванные провода, завалы. Ездили в село Ламки на неделю перебирать картофель в хранилище. Летом 1943 года пешком ходили в село Глазок на уборку зерновых культур.


Много своих сил и знаний вложил в нас наш мастер, воспитатель, наставник Пётр Иванович Свистунов, чтобы мы закончили училище хорошими специалистами, честными и порядочными людьми. А в конце 1943 года Петра Ивановича перевели в исполком города Мичуринска на постоянную работу.


Несмотря на тяжёлое положение в стране, связанное с отражением наступающих немецких войск, правительство находило средства на подготовку рабочих кадров, на трёхразовое питание и одежду для обучающихся училищ и школ ФЗО.


В 1943-м, когда наши войска освободили Донбасс и Украину, учащиеся групп второго года обучения железнодорожных училищ городов Тамбова и Мичуринска были направлены в г. Краматорск для восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Меня в эту группу не взяли, так как я был маленького роста, а направили работать на завод им. В.И. Ленина. Это предприятие в 1942 году было эвакуировано в г. Макинск (Казахстан), а в конце 1943-го началось восстановление завода в Мичуринске. В начале 1944 г. возвратились из Краматорска все группы учащихся, и продолжилось обучение. 16 июня 1944 г. нам были выданы аттестаты об окончании ЖУ №1 и получении квалификационного разряда. Распределили нас на работу в город Тамбов на завод "Ревтруд": Василий Зайцев, Костя Копосев, Толя Попов, Саша Полунин, Лёша Урюпин, Женя Ленёв. На Тамбовский вагоно-ремонтный завод: Лёша Лисицин, Лёша Трунов, Борис Фролов, Борис Чиркин, Клишин. Виктор Уколов был оставлен для работы в училище №1. Надю Богданову оставили в Мичуринске работать в энергоучастке на железной дороге. К сожалению, не знаю, куда были направлены Женя Ефремов, Валя Колесникова, Надя Колесникова, Лида Сироткина, Саша Попов.


Не совсем дружелюбно встретили нас на заводе "Ревтруд". Лёшу Урюпина направили в цех №1 на монтаж электроаппаратуры, а остальных - в Тулиновку, на валку леса и заготовку дров для завода. Не обеспечили нас ни палатками, ни матрасами, ни одеялами, лишь дали на месяц продукты и посуду.


Первые полмесяца погода стояла солнечная, и норма 6 куб. метров на бригаду из трёх человек выполнялась легко. Вторая половина выдалась дождливая, а спрятаться от дождя негде, кругом лес. С продуктами возникли проблемы, норму заготовки дров выполнять оказалось тяжело, мы ослабли. Наш руководитель, начальник охраны завода, пошёл пешком на завод объяснить обстановку, сложившуюся в лесу. Мы, не дождавшись его возвращения, собрались и тоже ушли на завод. В отделе кадров предприятия на нас стали заводить дело, которое хотели направить в суд. Вмешательство прокуратуры, куда мы обратились, всё это прекратило. Нам был предоставлен отпуск на неделю. После выхода из отпуска нас - Костю Копосева, Толю Попова, Сашу Полунина - направили работать в электроцех.


6 ноября 1945 года при проведении ремонтно-профилактических работ в распределительной подстанции (напряжение 6 тысяч вольт) в результате ошибочных действий персонала кратковременно было подано высокое напряжение на токоведущие шины, которые я заканчивал протирать. Правила техники безопасности при работах в электроустановках соблюдены не были. Я получил ожоги обеих рук и левой ноги, и был доставлен в железнодорожную больницу, где находился на лечении четыре месяца. Выписался из больницы инвалидом. При увольнении с завода "Ревтруд" в мае 1946 года администрация цеха предлагала мне остаться на предприятии, но я отказался. Почти год не работал. В апреле 1947 года поступил на завод им. В.И. Ленина в г. Мичуринске электромонтёром инструментального цеха. В 1950-м при прохождении очередной медицинской комиссии отказался от третьей группы инвалидности. В июле 1951 года был призван в ряды Советской Армии в строительные войска МВД, и прослужил по ноябрь 1954-го. Демобилизовавшись из армии, в декабре того же года поступил электромонтёром в механический цех завода им. В.И. Ленина, а в нём уже работали Саша Попов и Лёша Лисицин.


В феврале 1956 года приказом по заводу я был назначен старшим электромонтёром механического цеха. Затем - мастером электрохозяйства, энергетиком цеха, заместителем начальника цеха по подготовке производства, а потом по моей просьбе - опять энергетиком цеха.


Саша Попов получил вторую группу инвалидности (заболевание лёгких), с завода уволился и умер в конце 1970-х годов. Лёша Лисицин ушёл с завода на пенсию по возрасту, дожил до 82 лет и умер осенью 2007 года. Я с 31 марта 1989 г. на пенсии. Пока на своих ногах, но быстро и далеко ходить не могу. Всё же идёт 82-й год к завершению. Надеюсь, на эту статью откликнутся товарищи по ЖУ №1 или их родственники. Мой адрес: 393778 Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Кирсановская, 4, кв. 96. Константин Иванович Копосев.


Адрес Василия Сергеевича Зайцева: ул. Васара, 8, кв. 49. 76606 г. Кейла, Эстония.
Тел. 6044471.

Автор:Корреспондент М.П.