Лента новостей
Статья24 апреля 2012, 01:00

Настоящий полковник

В.В. Данилов.
В.В. Данилов.

Он прошёл путь от младшего сержанта до полковника, начал службу во внутренних войсках, продолжил в милиции, а закончил за полгода до её преобразования в полицию. Ему есть что вспомнить, потому что страна за это время изменила своё название, границы и весь уклад жизни. Знакомьтесь, герой нашего рассказа - Виктор Васильевич Данилов.

Хорошо, когда взрослые служат примером для подражания. Виктор Данилов с детских лет гордился тем, что его дед воевал в русско-японскую войну (участвовал в обороне Порт-Артура), а отец прошёл всю Великую Отечественную, получил тяжёлое ранение и закончил её командиром батальона после осады и штурма немецкой крепости Бреслау. Затем получил назначение в Мичуринск на должность заместителя военного коменданта. Поэтому вполне логичным стало желание сына продолжить сложившуюся семейную традицию.
Отслужив два года в 98-й дивизии Внутренних войск СССР на охране закрытого объекта в далёкой Сибири, младший сержант Данилов пришёл в отделение внутренних дел родного города. Когда окончательно понял, что не ошибся в выборе профессии, решил пополнить теоретические знания и поступил на юридический факультет Воронежского университета.
Вместе со свежеотпечатанным дипломом получил должность следователя Мичуринского ГУВД. И началась серьёзная работа: допросы, очные ставки, назначение экспертиз. Семь лет погружения в уголовную практику помогли приобрести богатый опыт. А он оказался совсем не лишним в новых политических реалиях. Наступали 90-е годы двадцатого столетия. То, что происходило тогда в стране, называют разгулом дикого капитализма. Криминальный раздел собственности, многочисленные бандитские разборки, хаос в экономике до сих пор приносят свои негативные плоды. Задачей милиции в непростых условиях переходного периода оставалось поддержание общественного порядка.
Между тем к 1993 году Виктор Васильевич поднялся ещё на несколько ступеней карьерной лестницы и стал заместителем начальника милиции общественной безопасности. Сам он называет последовавшее за назначением десятилетие наиболее активной фазой своей работы. Развал экономики сделал своё дело, преступность ощутимо выросла. Старые методы борьбы не всегда срабатывали, руководство правоохранительных органов стало менять тактику. Именно тогда в городе появились стационарные посты милиции. С их помощью осуществлялось быстрое реагирование патрульно-постовой службы, раскрываемость преступлений, совершаемых на улице, за короткий срок перевалила за 60%. Был такой показательный случай. В 1996 году прибыла инспекторская проверка из Москвы. В дежурную часть поступил звонок с поста №13, находящегося на Липецком шоссе, о задержании троих подозрительных граждан, у которых в ходе проверки документов постовые заметили бурые пятна на одежде. Как оказалось, эти люди только что совершили убийство. Столичное начальство по достоинству оценило оперативность и профессионализм мичуринских коллег.
Другую методику применили, проводя крупномасштабную операцию "Автомобиль". В начале 90-х годов в Мичуринске резко возросло число угонов автотранспорта. В год из гаражей и с дворовых стоянок пропадало более 20 машин. Было принято решение сформировать совместные группы из сотрудников патрульно-постовой службы, оперативников, участковых и действовать в ночное время суток. За короткий промежуток времени удалось обезвредить, поймав с поличным, несколько преступных групп из Никифоровского района и Липецкой области.
В работе милиции многое зависит от того, насколько правильно поставлена задача. Важно научить каждого сотрудника быть не только исполнителем, но и инициатором идей, умеющим самостоятельно мыслить в зависимости от сложившейся ситуации. А времени на принятие решения чаще всего бывает очень мало. Как, например, в истории с поимкой преступников в поезде Москва-Андижан. За 20 минут до его прибытия в Мичуринск коллеги из линейной части отдела внутренних дел попросили руководство милиции общественной безопасности помочь блокировать состав. В минимальные сроки сняли с постов и маршрутов взвод милиции, довооружили, выдали средства защиты, объяснили задачу. И в назначенное время перед удивлёнными взорами пассажиров предстала группа автоматчиков. Поезд блокировали, обыскали 17 вагонов, преступников задержали.
Не обошли стороной наш город и типичные для того времени криминальные разборки. На памяти у полковника Данилова такой эпизод 1997 года. Происходил раздел сфер влияния среди преступных авторитетов. Вечером в дежурную часть поступило сообщение о готовящейся перестрелке у кладбища на Рабочем посёлке. Там собрались две группировки вооружённых людей, всего 400 человек. И снова оперативность и правильная расстановка сил определила успех операции. Шесть экипажей патрульно-постовой службы, усиленные другими подразделениями, выехали на место готовящегося преступления. Семнадцати сотрудникам милиции удалось разоружить разгорячённых участников так и не состоявшейся "стрелки", изъяв у них 12 единиц автоматического оружия.
Последние семь лет службы Данилов занимал должность заместителя начальника управления по тыловому обеспечению: отвечал за материально-техническую базу, следил за расходами по содержанию и ремонту.
Полтора года назад Виктор Васильевич вышел в отставку. Порыбачил на своём любимом Дону, огляделся по сторонам, понял, что рано менять деловой костюм на уютный халат и тапочки, и в прошлом году возглавил новое для города учреждение - Мичуринский филиал многофункционального центра по обслуживанию населения. Но к тому, что происходит в полиции, по-прежнему неравнодушен. Считает, что запоздала реформа правоохранительных органов, да и сроки её проведения больше похожи на формальную смену вывески, чем на серьёзную всестороннюю работу по реорганизации. Главное, чем всегда были сильны правоохранительные органы, по мнению Данилова, это преемственность поколений, когда в одном строю находятся и ветераны, и новички. Сейчас этого практически нет: средний возраст руководителей составляет 42 года, а всех сотрудников в целом - 32 года. Возможно, стоит готовить кадры для полиции в закрытых учебных заведениях типа академий и отбирать их ещё со школьной скамьи путём профориентации либо сразу после армии. Раз уж мы стали с таким рвением перенимать заокеанский опыт, скорее всего, так и будет. Поживём - увидим.

Автор:Ирина Адам