Лента новостей
Статья26 мая 2011, 01:00

Он не остался только "подмастерьем"

Портрет Д.Р. Панина. Работа А.М. Герасимова.
Портрет Д.Р. Панина. Работа А.М. Герасимова.

Летом 2009 года в Выставочном зале Музея-усадьбы первого президента Академии художеств СССР А.М. Герасимова была выставлена большая экспозиция (около 50 полотен) предварительно бережно отреставрированных работ художника Дмитрия Родионовича Панина. Земляк и друг Герасимова, он долгие, может быть, даже лучшие годы, отпущенные ему природой для собственного творчества, а оно, как показала выставка, было далеко не ординарным, жил и работал в столичной мастерской именитого в советское время, знаменитого живописца и портретиста. О мере таланта Дмитрия Панина директором герасимовского музея Т.И. Вороновой будет сказано так:
- Он настолько хорошо изучил манеру письма Александра Михайловича, что мог написать копию с его произведений с абсолютной точностью.
Природных задатков живописца из Козлова (Дмитрий Родионович Панин родился 26 мая 1896 года), успешно окончившего Харьковское художественное училище, хватило, чтобы уверенно зарекомендовать себя, со своими собственными творческими особенностями, в Козловской коммуне художников "Творчество". Молодой художник одновременно преподавал рисование в учебных заведениях города. В коммуне и оценил профессиональные возможности и человеческие качества Панина работавший с ним Герасимов. В 1934 году после российского признания своих станковых полотен, особенно на революционные темы, и мастерски написанных портретов он окончательно переберётся в столицу и пригласит с собой друга Дмитрия - жить и работать вместе.
Нет ничего необычного в таком союзе творческих личностей. Многие большие художники привлекали в свои мастерские помощников, и не только для того, чтобы растирать краски, грунтовать холсты. На Леонардо да Винчи трудилась целая школа учеников. Наш Карл Брюллов, как о нём рассказывали современники, иногда заканчивал последними мазками кисти уже почти готовое, набросанное им полотно, вчерне написанное подмастерьями.
Дмитрий Родионович скончается в Москве в 1959 году, его утрата для Герасимова будет невосполнимой. Пройдут десятилетия, прежде чем из-под мощной тени президента Академии художеств СССР выйдет на свет творчество его самоотверженного друга, рядового живописца. Оно по-своему окажется сенсацией. Такого старого Козлова, каким его видел, с какой любовью и мастерством запечатлел в своих картинах Дмитрий Панин, не знал и сам Герасимов. Улочки, дворы, монастырские стены, храмы, цветы и деревья - всё тот же любимый обоими город, но узнаваемо Панинский и ничей другой.
Мичуринцы обретут творчество этого незаурядного живописца благодаря его дочери, Надежде Дмитриевне Паниной-Асмоловой и её семье. В Москве выйдет книга-альбом "Д.Р. Панин: жизнь, отданная искусству". В ней репродукции с картин Дмитрия Родионовича, около пятидесяти которых хранится в Музее-усадьбе А.М. Герасимова.
Так оригинальное искусство Дмитрия Панина вновь найдёт пристанище в доме и среди произведений своего друга, в которые и он вложил талантливо и самоотверженно свою душу.

Автор:Виктор Кострикин