Лента новостей
Статья6 мая 2015, 07:00

Он не пропал, он погиб за Родину!

С раннего детства я видела, как трепетно относятся в моей семье к Дню Победы - празднику «со слезами на глазах». Я любила слушать воспоминания о прадедушке, Константине Васильевиче Гудкове, фотографию которого я всегда рассматривала с большим любопытством. Она висит на стене в бабушкиной комнате.

Он не пропал, он погиб за Родину!

Константин Васильевич Гудков родился в 1913 году в деревне Ржевке Глазковского, сейчас Мичуринского района. В первые дни войны он обратился в военкомат с просьбой отправить его на фронт, однако получил отказ, потому что перед самой войной на общем собрании колхозников его избрали председателем колхоза. А положение на фронте было тяжёлым. Оставлять жену с двумя маленькими детьми и ещё с одним, которого носила под сердцем, было нелегко. Но прадедушка, имеющий опыт службы в Красной Армии, не мог оставаться в стороне, он рвался на фронт. И в июле 1941 года добился своего: Глазковским райвоенкоматом был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и в числе многих уроженцев Тамбовской области отправлен в Тесницкие военные лагеря в 25 километрах севернее Тулы. Там со 2 по 12 июля на основании приказа Генерального штаба формировалась 254-я стрелковая дивизия 27-й армии. Эта дивизия создавалась из красноармейцев и командиров, призванных из запаса и из состава внутренних и пограничных войск НКВД СССР. Прадедушку зачислили стрелком в 933-й стрелковый полк, почти полностью сформированный из тамбовчан.
На Ленинградском и Московском направлениях наши войска столкнулись с крупными силами гитлеровцев, поэтому уже 12 июля 1941 года части 254-й стрелковой дивизии, не получив никакого вооружения, погрузились в железнодорожные эшелоны и отправились на фронт.
На формирование дивизии, её отправку было затрачено всего 13 суток. Уже 15 июля она полностью закончила выгрузку на железнодорожной станции Старая Русса Новгородской области и вошла в состав 11-й армии Северо-Западного фронта. Всё происходило одновременно: и строительство оборонительных укреплений, и получение вооружения, и его изучение.
30 июля дивизия была атакована главными силами 290-й дивизии немцев, которая по численности вдвое превосходила нашу. Также немцы имели боевой опыт, а для нашей дивизии это был первый бой.
Где-то там, в наспех вырытых окопах, вглядывался в приближающихся немцев Константин Гудков. Он не знал, что воевать ему отпущено всего один месяц.
Весь август дивизия подвергалась мощным ударам с воздуха немецкого авиационного корпуса «Кондор», а на земле - беспрерывным атакам вооружённых до зубов пехотных, танковых, моторизованных частей дивизии СС «Мёртвая голова». Наши бойцы мужественно и храбро сдерживали немецкие армии, привыкшие к победам, имеющие боевой опыт. Не было у них другого выхода. И они стояли! Погибали, но стояли!
В тяжёлых кровопролитных боях, доходивших неоднократно до рукопашных схваток, с 6 по 31 августа 1941 года почти весь состав 933-го стрелкового полка 254-й стрелковой дивизии погиб. Хоронить погибших было некому и некогда. Вот почему тысячи бойцов и командиров дивизии и среди них мой прадедушка, красноармеец Гудков Константин Васильевич, считаются пропавшими без вести.
Прабабушка вспоминала, что долгое время берегла бумагу, полученную из военкомата, в которой сообщалось: «Ваш муж, Гудков Константин Васильевич, пропал без вести», а потом затеряла в суматохе дней. Помнила, что кто-то из вернувшихся однополчан рассказывал, что прадедушка как опытный красноармеец личным примером поднял из окопа бойцов и повёл в свой последний бой.
Повзрослев, мама стала заниматься уточнением судьбы своего деда. В Мичуринском военкомате она получила справку, в которой сообщалось, что красноармеец Константин Васильевич Гудков, 1913 года рождения, воевал в 933 СП 254 СД и в августе 1941 года пропал без вести.
Поиски её оборвались, когда из Центрального архива Министерства обороны, расположенного в г. Подольске, получила архивную справку: «По документам учёта безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что Гудков Константин Васильевич 1913 года не значится».
Однажды маме попалась Российская духовно-нравственная газета «Воскресенье». В ней рассказывалось о том, как общественный центр «Поиск» помогает родственникам прояснять судьбу пропавших без вести участников Великой Отечественной войны. Оказалось, что этот центр находится в нашем городе, а руководит им журналист-краевед Василий Григорьевич Мединский. Мама написала письмо с просьбой пролить хоть какой-то свет на судьбу прадедушки.
Василий Григорьевич, встретившись с мамой, понял, что она человек, увлечённый краеведением, поиском, и пригласил её вместе с ним поехать в очередную поисковую экспедицию в Подольск. На правах внучки её допустили в главное место архива, где хранится несколько миллионов самых печальных документов - учётных карточек на всех погибших и без вести пропавших солдат и сержантов, в картотеку потерь, чтобы самой исследовать учётные карточки всех Гудковых. И произошло невероятное, мама нашла своего дорогого дедушку, правда, под другим отчеством, на войне такое случалось со многими павшими и живыми фронтовиками.
Всё, что мы теперь знаем о прадедушке, о 933-м стрелковом полке, о 254-й стрелковой дивизии, мама по крупицам собрала в ЦАМО.
В 2006 году журналист Василий Григорьевич Мединский печатает первую Книгу Памяти и Славы защитников Отечества в войне 1941-1945 гг. В ней он хорошо сказал о пропавших без вести: «Он не пропал, он погиб за Родину». Она посвящена героическим защитникам, которые шли на смерть во имя жизни своих детей и матерей, во имя будущей жизни, о которой они мечтали. Верили, что победят врага, останутся живы, вернутся домой с Победой и заживут новой, счастливой жизнью. В эту книгу занесено имя и моего прадедушки - Константина Васильевича Гудкова.
В 2010 году вышла в свет вторая книга «Он не пропал, он погиб за Родину», которую автор приурочил к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Есть в книге рассказ о красноармейце Константине Васильевиче Гудкове, пропавшем без вести в районе города Старая Русса, дополненный сведениями, полученными мамой в Подольском архиве.
Нет уже в живых моей прабабушки, Марины Ивановны, которая больше не выходила замуж, всю жизнь ждала мужа и одна поднимала на ноги троих малолетних детей в тяжёлые военные и послевоенные годы. К сожалению, нет уже с нами их старшего сына Василия. Но помнит прадедушку его дочь, моя бабушка, Гудкова Нина Константиновна, и всю жизнь гордится своим отцом - защитником Родины, сын Константин, которого отец никогда не видел. Прадедушка пропал без вести в августе 1941 года, а он родился в марте 1942-го. Гордимся Константином Васильевичем и мы, продолжатели его рода, шесть внуков и десять правнуков.
Низкий поклон от всей нашей семьи уважаемому Василию Григорьевичу за память о тех, кто «не пропал, а погиб за Родину». Как жаль, что этот необыкновенный человек уже ушёл из жизни.
Благодарны автору за Книгу Памяти не только те, кто найдёт в ней рассказ о своём родственнике, но и все те, кому дорога история нашей страны: её прошлое, настоящее, будущее.
Занесено имя моего прадедушки и в Книгу Памяти Мичуринского района. Золотыми буквами высечено на обелиске в селе Махорсовхозе Мичуринского района.

Автор:Ирина Филатова.