Лента новостей
Статья5 июля 2011, 01:00

Неравнодушной кисти письмена

Тишина. Осень 41-го. 1984. Виталий Попов.
Тишина. Осень 41-го. 1984. Виталий Попов.

Заметки с юбилейной выставки картин Виталия Попова

В одном из помещений первого этажа Выставочного зала Музея-усадьбы А.М. Герасимова русский север в графике народного художника России Виталия Борисовича Попова поделился с авторскими куклами Елены Поповой. Да так складно это получилось, будто причудливые из детски-фантастических народных вымыслов существа самым естественным образом заселили этот неповторимый край России - край потомков древних старообрядцев. Как выскажется однажды о явлении старообрядчества один из последних великих писателей России Андрей Платонов: "Старообрядчество - это серьёзно; причём из него неизвестно ещё, что могло бы ещё выйти, а из прогресса известно что…". Вот и куклы Елены Поповой мне показались, словно из старинного волшебного бабушкиного сундука выглянувшими и любовно запечатлёнными художником.
…Древний Олонецкий край в картинах Виталия Попова - это его Кимжа, Пинега, Умба, селения, озера, реки. Это и Вологодчина, города Суздаль, Переславль-Залесский, покрытые патиной вечности монастыри, истории которых, словно легенды. Как всё удивительно свежо и молодо у художника, полно музыки линий и поэзии чувства. Мне почему-то вместе с дивными строками моего рано умершего современника Николая Рубцова: "В краю лесов, полей, озёр…" припомнилась и трагического лирика "серебряного" века русской поэзии Николая Клюева, "пришедшего от величавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоятся в эллинской вечности и простоте" (Осип Мандельштам):

…Эти гусли - глубь Онеги,
Плеск воды палеостровской,
В час, как лунная телега
С грузом жемчуга и воска

Проезжает зыбью лоской,
И томит лесная нега
Ель с карельскою берёзкой…

Или, если уж о русском севере, как не вспомнить у точной, тонкой, доверительно тёплой акварели Виталия Попова о первом губернаторе только что созданного при Екатерине Великой Олонецкого края, нынешняя Петрозаводская область. Великом русском художнике слова до пушкинской поры Гаврииле Державине, будущем губернаторе нашей чернозёмной Тамбовщины.
Едва назначенный, по прибытии на место предпринял он самоличное водою, в рыбачьей лодке, посещение берегов Онежского озера от деревни Вороновой (одной из глухоманных: не в такой ли век спустя родится Николай Клюев?) вверх по течению реки Суни. И предстало перед ним начало славных дел Петра - чугуноплавильное заведение в Карелии, увидит селения карелов Каргополь, Вытегру… Водопад Кивач на реке Суни потрясёт высокого государственного чиновника-поэта природной мощью и красотой своей, вызовет глубокие философские раздумья о бренности человека, пустом мелькании счастья наших дней в знаменитом стихотворении "Водопад":

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами…
…Не зрим ли всякий
день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?..

"Седины дряхлеющей вселенной" увидели зрители выставки Виталия Попова в картинах и листах его графики, запечатлевших величественные следы древнейших цивилизаций прошлого. Азия, Индия, Гималаи… Развалины храмов, когда-то великолепных дворцов. "Проходят столетия. Непал -1992" - назовёт художник одну из своих работ. Покажет и будни городов, селений Индии, неповторимые краски и причудливые скульптурные изваяния Индонезии.
А вот и прекрасная Италия, её города Венеция, Верона, Рим… Какие чувства владели русским, из самой середины России художником, когда он запечатлевал "божественную Италию", "вечный Рим", уже хорошо зная авторитетное высказывание знаменитого европейского живописца, что русским художникам нечему учиться у западных классиков, имея своего гения - Андрея Рублёва? Только куда денешься от всемирной отзывчивости русской души, способной принять прекрасное чужое как прекрасное своё. Что мы и видим в выставочной экспозиции картин Виталия Попова.
А что до чувств их автора… Тут лучше, чем Николай Васильевич Гоголь в одном из его последних писем Александру Иванову, так и не завершившему своё великое полотно "Явление Христа народу", по-моему, и сказать нельзя: "…Всё, что ни есть в мире, так ниже того, что творится в уединённой келье художника… Христос с вами!".

Автор:Виктор Кострикин